Лень — защитная реакция

 

Слушая рассказы родителей о проблемах, связанных с ребенком, очень часто вспоминаешь слова из рассказа А. П. Чехова «Женитьба»: «Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»

Одни родители жалуются, что ребенок слишком медлительный, но зато он обязательно доведет начатое до конца. Другие — что ребенок с воодушевлением берется за каждое новое дело, но потом бросает все на полпути, и так далее и тому подобное.

Кому-то из детей нужно достаточно длительное время, чтобы войти в процесс и начать работать; кто-то, наоборот, очень быстро включается в дело, но ему нужны частые перерывы на отдых. Кто-то легко отвлекается на любые внешние раздражители; кто-то испытывает дискомфорт, когда ему мешают выполнить задуманное. Кто-то лучше справляется с работой наедине с самим собой и в полной тишине, а кто-то, наоборот, достигнет лучших результатов, выполняя задание коллективно.

Одни дети предпочтительнее выполняют задания от простого к сложному, другие дети— от сложного к простому. Кому-то лучше иметь сразу несколько дел, которые он может делать, переключаясь с одного на другое; а кому-то необходимо сначала закончить одну работу и только после этого начать другую.

Особенности физиологии

Во-первых, знание особенностей нервной системы ребенка позволит, во-первых, не видеть проблемы там, где их в действительности нет. Возможно, ребенок просто отличается от среднестатистического сверстника по физиологическим параметрам протекания нервных процессов — он может быть более медлительным, более отвлекаемым, более быстро устающим, а вовсе не злостным лентяем и бездельником.

Во-вторых, знание особенностей физиологии позволит родителям создать благоприятные условия для успешной деятельности ребенка. Например, понимая, что ребенок не из вредности и лености не может справиться с уроками, когда в соседней комнате громко работает телевизор, мы гораздо быстрее добьемся нужного нам результата. Мы сможем более правильно подбирать задания для ребенка, предлагать их в той последовательности и в том количестве, которые подходят именно ему.

В-третьих, имея представление об особенностях ребенка и владея даже небольшим багажом психологических знаний

(а сейчас для этого есть все возможности, начиная от многочисленной литературы и заканчивая разнообразными тренингами для родителей), мы сможем помочь ребенку компенсировать или несколько сгладить свои «проблемные места». Так, есть много интересных игр для развития внимания, ненавязчиво используя которые можно преодолеть и повышенную отвлекаемость, и неумение сосредоточиться на выполняемом деле, и сложности переключения с одного на другое.

Существуют специальные техники, помогающие быстро отдохнуть и восстановить свои силы, что, безусловно, будет полезно детям, обладающим «слабой» нервной системой. Сюда относятся и приемы мышечной релаксации, и техники визуализации, и элементы массажа и самомассажа.

Так что вполне возможно, вам не нужно читать книгу о детской лени и ломать голову, как же избавить ребенка от этого порока, а нужно присмотреться к нему более внимательно, увидеть его особенности и использовать их во благо и ребенка, и себя. Еще нельзя забывать, что физиология — это то, что мы вряд ли можем изменить коренным образом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *