Жизнестойкость — как подняться над ситуацией

 

У каждого из нас бывают моменты, когда мы энергичны, инициативны, воодушевлены и деятельны. Кажется, что у нас вырастают крылья за спиной, и мы можем добиться всего, что пожелаем. А бывают другие, противоположные моменты: время тянется нестерпимо долго, нам скучно, ничего не интересно. В таких случаях мы пассивны, беспомощны и безответственны, все время чего-то ждем.

Жизнестойкость - как подняться над ситуацией

О том, как развить в себе лучшие человеческие качества и стать активным, энергичным и свободным, нам рассказывает теория самодетерминации, согласно которой каждому человеку, независимо от пола, возраста или расы присущи три универсальные психологические потребности.

  • Потребность в отношении – это потребность в эмоциональной связи с другими людьми, опыте заботы о них, дружбе и любви.
  • Потребность в компетентности – потребность понимать смысл вещей, разбираться в происходящем, иначе говоря – это потребность в мастерстве и опыте, успехе, достижении целей.
  • Потребность в автономии – потребность строить свою жизнь согласно своим целям и интересам, однако это не значит быть независимым от других.

Когда все три потребности удовлетворяются, человек испытывает субъективное благополучие. Если потребности не удовлетворяются – человек становится несчастным и неблагополучным.

Жизнестойкость

Жизнестойкость – это теория о том, как научиться преодолевать трудности, и основывается она на трех установках:

  • Вовлеченность – найти в этой жизни что-то свое, что-то ценное и значимое, то, что придавало бы жизни смысл. Противоположностью является отчужденность.
  • Контроль – означает, что за свои позиции нужно бороться, а не пускать все на самотек. Противоположностью является беспомощность.
  • Принятие риска – означает, что любой опыт позитивный или негативный все равно полезен для вас, потому что рано или поздно он может вам пригодиться. Главное – научиться извлекать из него смысл. Противоположностью является чувство угрозы, когда человек не работает над собой и все так и остается на месте.

Вот, почему иногда у нас возникают одни и те же ситуации, из которых мы не знаем выхода. Удовлетворение потребностей влечет за собой жизнестойкие установки, в свою очередь жизнестойкие установки подпитывают потребности. Возникает циклическая связь:

О том, как именно потребности соотносятся с установками, мы рассмотрим ниже. Для примера возьмем ребенка.

Как правило, в родной семье малыша любят, как и малыш любит своих родных и близких – удовлетворяется его первая потребность в отношении. Следовательно, он вовлечен в жизнь: он чувствует себя значимым, ценным и любимым.

Помимо этого он играет, учится, развивается, ему интересен мир вокруг. Потребность в знаниях удовлетворяют взрослые, благодаря тому, что покупают ему книжки, игрушки и развивающие игры, рассказывают ему что-то интересное. Так удовлетворяется его потребность в компетентности. Благодаря удовлетворению потребности, ребенок чувствует контроль над ситуацией.

И последнее – в кругу любящей семьи малыш чувствует безграничную свободу – он играет в ту игру, которая ему нравится и интересуется тем, что ему интересно. Таким образом, удовлетворяется его третья потребность в автономии. Вдобавок, ребенок, рискует, пробует, экспериментирует, он не боится и не остается на месте.

  • Потребность в отношении – 1. Вовлеченность
  • Потребность в компетентности – 2. Контроль
  • Потребность в автономии – 3. Принятие вызова.

Когда у нас удовлетворена потребность в отношении, мы вовлечены. Когда в компетентности – мы управляем ситуацией. И когда удовлетворена потребность в автономии – мы принимаем вызов.

Однако, как известно, не всегда наши потребности удовлетворяются. В стрессовых трудных ситуациях, бывает, что потребности блокируются и ущемляются. В таких случаях удовлетворять их становится гораздо сложнее.

Беспомощность

Предположим, ребенок впервые приходит в школу. Здесь он еще никого не знает, и первая проблема, которая перед ним возникает – завести новых друзей, обрести «группу поддержки». Но вот он один раз пробует, второй, третий… А друзей у него как не было так и нет. Поначалу его потребность в отношении блокируется: он все еще надеется, что друзья у него будут, но в какой-то момент отчаивается и понимает, что друзей ему не видать. Срывается его потребность в отношении. Как результат, малыш становится замкнутым и отчужденным.

Рассмотрим вторую ситуацию: ребенок хочет стать отличником, однако, за ним твердо закрепилась репутация троечника. Как он ни учит, как ни старается, учителя, словно не замечают его усилий, в то же время завышают оценки отличникам, которые слабее выучили предмет. Блокируется потребность в компетентности. Ребенок выучит один раз, второй, а на третий все бросит. Сорвется его потребность в компетентности, и в отношении учебы у него опустятся руки, он станет беспомощным.

Часто детям приходится учить предметы, которые им не интересны, и тогда ущемляется их потребность в автономии. Однако они знают, что если они не будут их учить, им грозит наказание. Например, их могут оставить на второй год. Поэтому инициативы в таких предметах они не проявляют, а изучают чисто из-за угроз.

Снова у нас возникнет циклическая связь, однако, на этот раз обратная. Сорванные потребности будут соотноситься с противоположными установками жизнестойкости.

  • Сорванная потребность в отношении – 1. Отчужденность
  • Сорванная потребность в компетентности – 2. Беспомощность
  • Сорванная потребность в автономии – 3. Чувство угрозы

Из всего исследованного сделаем главный вывод: когда мы становимся неблагополучными и несчастными, это означает не только то, что наши потребности блокированы или сорваны, но и то, что мы используем нежизнестойкие установки. Поэтому, в таких случаях, очень важно не сдаваться и вовремя вспомнить о жизнестойкости, которая позволит подняться над ситуацией!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *