Сменю венец безбрачия на фату невесты

 

Заинтриговала? Скептики ответят, что нет, потому что венца безбрачия не бывает. Готова утверждать обратное: еще как бывает! Я его часто на сеансах прорабатываю.

Безлюбовный сценарий

Сменю венец безбрачия на фату невесты

Конечно, понятие «венец безбрачия» принадлежит народному творчеству, а народное творчество я ценю и уважаю. В психотерапии аналогом поэтическому «венцу» будет прозаический «безлюбовный сценарий».

Понятие жизненного сценария ввел в психологию автор трансактного анализа Э.Берн. По-сути, можно сказать, что человек, имеющий сценарий, проживает не свою жизнь. Он заключен в рамки сценария и ведет себя в соответствии с чужими правилами. Он актер, проигрывающий свою роль снова и снова, без бурных рукоплесканий зрителей. Он не в силах отказаться от роли, он не может даже осознать, что не живет, а играет трагическую пьесу, написанную бездарным режиссером.

О сценарии можно говорить, когда в жизни человека происходят повторяющиеся эпизоды. Когда говорят: «Он не может ни с кем ужиться», «Она уже два раза развелась с алкоголиками и опять собирается замуж за пьющего», «Он уже несколько раз прогорал в бизнесе» — это уже повод как следует разобраться в своей жизни.

Кто режиссер?

Предлагаю поискать режиссера. Младенец рождается открытым ко всему новому. Его встречают мать, отец, дедушки и бабушки. Вся семья возлагает на него ожидания. Они могут нести позитивный посыл, если ребенка ждали: «Вероника красавицей будет, всем мальчишкам головы вскружит» или негативный: «Господи, ну зачем ты мне нужен!».

Ребенок растет, впитывает ценности своей семьи. Маленький человечек не в силах разобраться, что из богатства семьи ему понадобится в жизни, а от чего можно было бы и отказаться. Он получает закодированные послания: «Не доверяй людям, обманут», «Никогда не проси, это стыдно», «Ничего не давай, сохрани для себя».

Ему передаются обиды родителей, их нереализованные мечты, неразрешенные конфликты. На его хрупкие плечики как будто одевают сценарный костюм, скроенный в этой семье, в котором он потом выйдет в жизнь. И даже если костюм ладно скроен, он все равно чужой, несущий на себе волшебное заклятие: «Делай, как мы».

А потом, когда ребенок становится взрослым, он начинает играть роли. Неудачника, кокетки, жертвы, победителя. Но победитель – это же хорошо, удивитесь Вы. И будете правы отчасти. Победители бывают разные. И роль эта ничуть не легче, чем роль жертвы.

Сценарий победителя

Победитель может расти как в семье таких же «победителей», так и в семье неблагополучной. Может даже, быть ребенком пьющих родителей. И на него возлагают надежды: «Ты – наша гордость», «Когда ты делаешь все правильно, наша семья может выглядеть благополучной», «Будь сильным», «Ты должен быть лучшим».

Казалось бы, чего лучше. Ребенок вырастает. Поступает не в тот ВУЗ, в который хотел, а в тот, который престижней. Выбирает не ту девушку, которую полюбил, а ту, которая повышает его статус. Получает престижную работу, высокую зарплату… А в душе воет от тоски. У него нет слова «хочу», дамокловым мечом над ним висит «надо!», «должен!». Будет ли счастлив такой человек? Проживая не свою, чужую жизнь. Победители частенько подрываю свое здоровье в бегстве за мифическим «надо».

Вернемся к безлюбовному сценарию. Обращали внимание, как в некоторых семьях он передается по женской линии? С мужчинами в таких семьях беда. Не приживаются они там. Бабушка одна растила маму, мама родила в кратком замужестве или же вообще не выходила замуж. Да и дочка как – то больше одна и одна. А может, мужчин много, они меняются один за другим, но не задерживаются надолго.

День сурка

Было бы абсурдно думать, что это мужчины им не те встречаются. Это передаваемый из поколения в поколение безлюбовный сценарий. В основе его лежат посылы: «не люби», «не будь счастлива», «мужики тебя недостойны» и наше любимое «все мужики – сво…». Все волшебство в том, что женщина с таким сценарием будет выбирать не тех мужчин, все крепче утверждаясь в сценарии, либо раз за разом разрушать любые отношения, опровергающие ее установки.

Выйти из сценария самостоятельно трудно. Трудно даже его осознать.

…а потом у нее родится дочь. И как самое большое сокровище своей жизни она передаст сценарий ей. И даже не будет знать о своем подарке. Только подперев зимним вечером щеку рукой, скажет: «Знаешь, доченька, все мужики сво… И даже твой отец нас с тобой никогда не любил. Ну ничего, ты у меня такая красавица, ты-то себе принца найдешь».

И она будет искать его снова и снова. А потом сделает вывод, что принцев не бывает.

А можно было просто проработать свой жизненный сценарий.

Психолог О. Емельянова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *