О выборе профессии

 

Профессиональное самоопределение – тема очень актуальная, особенно в свете последних реформ системы образования. Психологические проблемы школьников – тема широкая и многогранная. Обращаются родители, часто — сами школьники. У старшеклассников самые распространенные вопросы можно разделить на две части: проблемы эмоциональные (стресс перед экзаменами, волнение, тревога, самоконтроль и т.п.) и проблемы выбора (выбор профессии, после введения нового порядка набора школьных предметов – выбор дисциплин).

Стандартное профориентирование в государственных и коммерческих центрах включает в себе определение способностей подростка в разных сферах, комплексное тестирование, тренинги, консультация со специалистом, который помогает найти точки соприкосновения «хочу», «могу» и «надо». В центрах часто бывает база по профессиям, иногда – учебным учреждениям в помощь школьнику.

Но проблемы выбора не всегда связаны с отсутствием информации. Бывает так, что выбору мешают нерешенные конфликты, обиды на родителей, родительские установки.

Недавно ко мне обратилась 16-летняя школьница. Ее проблема состояла в том, что она никак не могла определиться с тем, кем ей хочется быть. Она учится на одни пятерки, очень собрана, сдержанна, взвешивает каждое слово, старается «подобрать правильные ответы» на мои вопросы, внешне уверена в себе.

Проблема профориентации

Ощущение в теле, которое вызывала проблема выбора – назойливое кручение в голове, от которого девочка уже порядком устала.

Я предложила представить образ проблемы отдельно от тела. Это оказался невиданный зверек, добрый и общительный. Он был дружественно настроен к девочке, но ему не сиделось на месте, хотелось двигаться, играть. Школьница хотела успокаивать зверька, но от этого ситуация не прояснилась. Я предложила поиграть с ним, погулять, побегать. Эта идея ей не понравилась – слишком несерьезно для взрослого человека. Но мы договорились только попробовать, совсем недолго, чтобы посмотреть, как наши действия повлияют на ощущения в голове, на проблему самоопределения в целом.

Если до нашего «эксперимента» мы не смогли сформулировать даже область профессий, которая была интересна, то после общения со зверьком мы записали около 10 специальностей.

Оказалось, у ответственной и не по годам серьезной девочки стоит мощный фильтр, который не позволяет ей принимать свои истинные желания, т.к. они не соответствуют завышенным требованиям к самой себе.

Нетрудно догадаться, что невиданный зверек – внутренний ребенок, которого постоянно подавляют. Это происходит по многим причинам – особенностям характера, родительскими установками, требованиями времени. Проблему профориентации мы решили. Теперь будущая профессия определится исходя из собственных желаний и предпочтений.

Нельзя не отметить, что данный опыт имеет большое значение, т.к. профориентирование при помощи ЭОТ может стать новым интересным направлением в работе психолога.

Психолог Суднеко А.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *