Психология и религия

 

Присмотритесь внимательно в глаза глубоко религиозных людей. Просто обратите внимание и попробуйте запомнить их взгляды. Анализируйте и сравнивайте… Иногда я вижу достаточно серьезные проблемы. Это, естественно, ни в коем случае не относится ко всем религиозным людям, но, очень часто, неправильное понимание религии приводит к серьезным проявлениям нарушения нашего психического равновесия. Будем отталкиваться от случая.

Представим себе человека, глубоко погрязшего в своих жизненных проблемах. Его мир настолько сильно начинает давить на него, что он уже не выдерживает… В поисках спасения он идет в церковь. Хороший выбор! Я искренне поддерживаю такой путь и осознаю то, что человек, во время молитвы, получает и утешение и, возможно, помощь Господа. Но! Бывает так, что человек, вместе с церковными канонами, получает неправильно построенный взгляд на мир.

— Все твои проблемы от того, что ты нарушил Заповеди Божии! Бесы окутали тебя своей пеленой и заставляют грешить! А от твоих грехов страдает душа твоя! Покайся и перестань грешить!!! И мир придет к тебе…

Красиво звучит, не правда ли? Но, батюшка, как же мне перестать грешить? Молись больше! Ненавидь свой грех! Постись и регулярно ходи в церковь! Регулярно исповедуйся и следи за всеми своими мыслями, прогоняй от себя все дурные мысли! Думай о том, что ждет грешника на Страшном Суде!

Я согласен с тем, что не все священники такое советуют (священник, он, по-сути, тот же психолог), но, все же, Вы о таких советах слышали?

А они ничего не напоминают? Не напоминают ли они тупиковую психологическую ситуацию страха? Получится ли у Вас, сильно возненавидев объект своего страха, перестать думать о нем и боятся его? А получится ли, перестать его боятся, если Вам дадут еще больший страх наказания за то, что вы боитесь? Вот здесь именно кроется неправильное понимание сути «греховной природы человека».

Страрх избавляет от страха?

Мы осуждаем других людей не потому, что нам «бесы нашептали», а потому, что мы боимся быть хуже, чем кто-то (а сами себе даже в этом не признаемся часто) и, для этого порочим ближнего и дальнего своего. По той же причине мы и оскорбляем, и злимся, и ненавидим… Вы знаете, мое мнение — все корни в самооценке (в дурной необходимости ее существования). А причина самооценки — страх. Так, что же получается, страх унижения самооценки пытаются искоренить страхом Страшного Суда?!!! Гениальное заблуждение! Страх страхом не искоренить.

Греховность (осуждение и другие пороки) просто примут другую форму. А как человеку еще выпускать накопленную энергию? Никто же ее не снизил… Любви и прощению священники учат, это хорошо, но она приходит только тогда, когда ты понимаешь причину поступков того, кого ты хочешь простить, тогда, когда ты видишь его слабость и страх (как нижнюю часть айсберга, а не верхнюю в виде агрессии) и с сочувствием относишься к нему, понимая то, что человек, по природе своей, существо приятное. Только понимание другого человека избавляет нас от страха перед ним и его поступком (и агрессии, злобы и раздражения в ответ на него).

К большому сожалению, форма реализации энергии некоторых, неправильно понимающих предписания религии людей, выражается в злобу по отношению к представителям других религий. Такой себе религиозный ультра-радикализм. Также происходит постоянное сравнение греховного мира с религиозным. «Вот, без Господа живут, страдают…» «А я понял, я двигаюсь к Богу, а они — нет!» Такие вещи отделяют религиозных людей от нерелигиозных. Они закрывают нам глаза и не дают понять, что же чувствует страждущая душа нашего ближнего… Он для нас всего лишь «нераскаявшийся грешник»… И поэтому нет основного — любви к нему.

Я думаю, что очень важно для нас самих, разрешить всем людям быть такими, какие они есть. Мы не являемся эталоном для подражания даже для самого последнего Бомжа!
Вполне возможно, его взгляд на мир правильнее, чем наш собственный, и, возможно, мы и могли бы это понять, если бы не отталкивали все чужие точки зрения от себя разделением мира на черное и белое, хорошее и плохое, я и другие… Существуют действия и их результат. И все. Все остальное — относительные величины. Добро и зло… правильно и нет… Научившись уважать любую личность, которую мы встречаем на своем пути, мы дадим разрешение своему мозгу изменять нашу точку зрения.

Он будет искать истину, а не подтверждение своего превосходства. Вот в этот момент наша самооценка станет для нас ненужной. Мозг просто не будет думать о том, кто хуже, а кто — лучше. Он будет думать о действии и результате. Вот это, по моему мнению, и есть душевное спокойствие, умение видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Это Рай в душе. И, я не знаю, будут ли муки Ада после нашей смерти, но уже при жизни, неправильное понимание религиозных канонов может заставить нас почувствовать муки души уже здесь, на земле.

И совсем не важно, сколько ты молитв прочитал и какой рукой свечку ставил и сколько денег дал бедным… важно зачем ты это сделал. Ответь себе правдиво.

Величко Николай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *