Критика. Польза или вред?

 

Каждого из нас в детстве ругали и хвалили. Мы росли, взрослели, а ругать и хвалить нас продолжали, только уже не родители, а зачастую совершенно чужие люди. Основную массу неприятных высказываний в адрес человека можно назвать критикой.

Итак, давайте разберёмся в том, что собой представляет данное понятие.

Критика – выявление каких-либо недостатков, упущений, осуждение, непонимание качеств, действий, слов и т.д. Осуждение, обвинение, замечание, претензия – это всё различные формы критики. Критика может быть открытой и нет, конструктивной и деконструктивной. Говоря о более подробных моментах в критике, можно сказать, что она бывает конкретная (указывается конкретный «недостаток») и общая (рассматривается что-то в общем), прямая (говорится прямо определенному человеку) и косвенная (на чьём-то примере), открытая (известен тот, кто критикует) и скрытая (неизвестен), конструктивная (прямо касается человека, но не унижает, а показывает, как сделать, чтобы было лучше) и деконструктивная (прямо, чаще всего в грубой форме, показывающая, что именно плохо, не нравится).

Конечно же, каждый на личном примере, неоднократно испытывал такое на себе. Как известно, неграмотная критика вызывает раздражение, отторжение, неприятие, барьеры и обиды. Хотя, часто автор критики, совсем не хотел получить это, а скорее желал обратного, но, увы, здесь нужны определенные шаблоны.

Разбираемся в правильной критике:

  • критика должна нести позитив
  • критика должна быть конструктивной (как сделать лучше, а не просто показать, что не так)
    для того чтобы сказанное не обижало и не звучало слишком жестко, воспользуйтесь приемом «плюс-минус-плюс»
  • чётко и грамотно обоснуйте, почему критикуете, мягко обходите сопротивление
    на одно негативное высказывание, должно приходится не менее пяти позитивных!

А теперь разбираемся в неправильной критике:

  • Недопустимо представлять себя жертвой (валить вину на другого, представляя себя всеми обиженного, беззащитного человека, не принимающего ответственность)
  • Нельзя использовать конфликтогены (пример: «ты всегда начинаешь… тебе всё не нравится…»)
  • Никогда не следует касаться самой личности, а только поступков, слов и т.д.

Психолог Vica Tory

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *