Нормы социальных отношений

 

В обществе существуют три основных вида норм, зримо или не очень регулирующих отношения. Это нормы права, морали и религиозные нормы. Религиозные нормы и нормы морали не обязательны для исполнения. Зачем они тогда нужны? Про это было написано очень много. Разными словами, но смысл у многих одинаков. Мы посмотрим на эти нормы с другого ракурса. Начнем с правовых норм.

Правовые нормы

Хотя правовые нормы и являются обязательными для исполнения, они обязательны не для всех. В нормах права прописано, кто может ими воспользоваться и в каких ситуациях. Каждая норма направлена на ограниченный круг лиц. Например: призыву на военную службу подлежат все мужчины РФ, достигшие 18 лет. Пойдут они служить или нет, это уже зависит от других факторов. Но факт есть: женщины в РФ не обязаны исполнять воинскую повинность, только мужчины.

То же касается вступления в брак и многого другого. При этом важно контролировать списки своих прав и обязанностей с правовой стороны. Сейчас сильнее проявляется неосведомленность и искусственное сокращение списка прав, которые государство добровольно не будет стремиться защитить. Наличие надежного правозащитника-консультанта становится необходимостью, нежели прихотью элиты общества.

Моральные нормы

Как уже было сказано, моральные и религиозные нормы не обязательны для исполнения. При отношении к ним как абсолютному добру или абсолютному злу некорректно и неэффективно. Я придерживаюсь мнения, что мораль и религиозные нормы это эволюционные системы. Во-первых, они имеют свою динамику изменений вместе с социальными процессами. Ведь нельзя сказать, что мораль современного общества и общества средневекового одинаковы.

Во-вторых, они подчинены определенной цели. Мораль направлена на уменьшение напряженности и взаимной агрессии между отдельными людьми и их группами. Так как проявляется мораль у людей? Конрад Лоренц, посвятивший себя этологии, проводил множество исследований агрессии. Но нас сейчас интересует одно из его высказываний:

«Чем опаснее вооружен хищник (а оружие нужно ему для охоты на добычу другого вида), тем основательнее позаботилась эволюция о предотвращении «настоящих» внутривидовых сражений, тем более изощренной оказывается система условных движений, составляющая ритуал поединка. Напротив, чем менее вооружен вид, тем слабее эволюционная охрана его от «убийства». Зайцы дерутся и нередко убивают друг друга; волки не убивают друг друга почти никогда, и даже не наносят друг другу серьезных ран».

Религиозные нормы

Многие из духовных деятелей жалуются на низкую мораль человека, как в настоящем, так и в прошлом. За несколько тысячелетий она осталась на этом же уровне, не завися от технического прогресса. Тут психология проста. Человек относится к менее вооруженному виду. Если бы не мораль и религия, такое положение вещей привело бы к постоянной агрессии и истреблению внутри человеческого вида. ООН бы вас не спасло.

Множество негласных запретов в обществе (в том числе и сексуальных) направлено на подавление индивидуальных интересов и процветание общества в целом (как пример, СССР и современный Китай). На большую часть проявлений таких запретов вышел в свое время Фрейд. К. Лоренц неоднократно отмечает схожесть психоанализа и физиологии поведения животных и человека.

В тоже время элита общества характеризуется меньшей подверженностью моральных догм. В том числе и в сексуальной сфере, что неоднократно осуждалось всеми, кем только можно. Возможной причины, почему это так, а не иначе, мы еще будем касаться в других статьях.

Психолог Евгений Юдин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *