Как правильно критиковать

 

Сегодня мы поговорим о таком специфическом моменте общения, как критика. На мой взгляд, это один из ключевых моментов конструктивного общения, ведь рано или поздно разногласия во взглядах с нашим собеседником обязательно возникнут. Что же делать? Если промолчать, появится чувство дискомфорта от невысказанности, ощущение зависимого положения. Если выразить своё противоречивое мнение, то можно обрушить на себя гнев собеседника, вызвать враждебность, поставить под угрозу отношения. Всё это очень актуально для межличностной коммуникации. Ниже я приведу некоторые правила конструктивной критики.

Итак, вначале вам необходимо определиться с тем, что именно вы желаете высказать. Подумайте, на что направлена ваша критика, выразите это чётко и ясно. Произнесите это про себя. Не старайтесь за один раз раскритиковать более одной позиции, выразить более одной причины критики. Избегайте ослабляющих слов: наверное, может быть, возможно. Выразите ваши чувства в корректной форме. Обязательно предложите альтернативные пути решения проблемы. Дайте собеседнику возможность отреагировать на вашу критику.

Примеры:

— Вы не пришли в назначенный час, эта встреча для меня очень важна. Ваше опоздание заставило меня нервничать. Я прошу вас впредь быть более пунктуальным.

— Мы каждые выходные сидим дома, меня это безумно раздражает. Я предлагаю следующий выходной провести вместе с нашими друзьями на природе. Что ты на это скажешь?

Примеры могут быть разные, как и сами ситуации. Помните, критика не должна содержать оскорбительных и унизительных выпадов в адрес вашего оппонента. Безусловно, умение не видеть врага в человеке, чья позиция принципиально отличается от вашей, даётся не просто, но эта способность вполне достижима. Ведь только в споре, как известно, рождается истина.
Ещё один немаловажный момент. Если вы ранее избегали критиковать и люди привыкли к такой вашей роли то, увидев изменения, не все захотят их принять сразу. Вы должны быть готовы к такой реакции, но со временем окружающие начнут воспринимать вас в новом видении.

Умение принимать критику, не менее сложный и необходимый социальный навык. Думаю, что каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда в ответ на нашу критику мы слышали долгие оправдания, или контр-критику, или, и того хуже, неприкрытую агрессию. Результатом оказывается взаимное разочарование, и порой отношения прекращаются если не навсегда, то на продолжительный период.

Как реагировать на критику

Вот некоторые ключевые моменты

  • Важно выразить свои чувства. Расскажите о них собеседнику. Постарайтесь суммировать сказанное оппонентом, так вы поймете правильно ли восприняли критику.
  • Сформулируйте, по возможности, альтернативный взгляд. Выскажите ваше собственное мнение о критике.
  • Примите предлагаемый собеседником совет или озвучьте ваше альтернативное предложение.

Примеры:

— Сожалею, что заставил вас нервничать. Я не оценил степень важности нашей встречи для вас. Я понимаю ваше раздражение. В следующий раз я буду пунктуальнее, если что-то помешает нашей встрече, я вам позвоню.

— Мне так комфортно быть с тобой в нашем доме, я даже и не задумывался о том, что ты любишь активный отдых на природе. Давай этот выходной проведём вдвоём, а в следующий — отправимся с друзьями за город.

Психолог Григорьев Евгений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *