Жизнь в утробе и ее последствия

 

Почему мы поступаем тем или иным образом? Что лежит в основе нашего поведения. Наверное, мало кто из нас сможет четко ответить на эти вопросы, а подчас мы ими просто пренебрегаем. А между тем, решающее значение оказывают не только воспитание, интересы, установки, но и более глубокие причины. Именно о скрытых причинах развития поведения, каковыми являются эмбриональный и неонатальный опыт мне, и хотелось бы поговорить.

Не секрет, что развитие является непрерывным процессом, и рождение — всего лишь переход от внутриутробного к внеутробному типу существования. Это подтверждается и тем фактом, что поведение младенца в первые дни жизни во многом напоминает поведение плода внутри матки. Так, поза новорожденного представляет собой продолжение той позы, которая была приобретена в утробе матери в последний триместр беременности.

Но, пожалуй, самое интересное это способность плода слышать голос матери, способность воспринимать именно тон речи, тем самым улавливая эмоциональную информацию. Всё это имеет колоссальное значение для дальнейшей жизни после рождения. Этот первейший слуховой опыт определяет многие познавательные, эмоциональные и, что немаловажно, социальные способности новорожденного. Говоря бытовым языком, отсюда берут начало наши умственные способности, наше умение ладить с другими людьми, и наша эмоциональная окраска восприятия окружающего мира.

А что же происходит при эмоциональном принятии матерью дитя? Как тепло материнских рук определяет его психическое развитие и социальную успешность?

Телесный контакт

В науке этот феномен носит название хэндлинга, то есть телесного контакта, когда мать берет ребенка на руки. Здесь снова уместно обратиться к научным данным. Психогенетиками было проведено исследование, в котором изучалось влияние раннего опыта на поведение животных, эксперимент заключался в том, что детенышей мышей и крыс в течение первых трех недель после рождения регулярно брали в руки. Выяснилось, что такие животные, будучи взрослыми, проявляли большую любознательность и эмоциональность чем те, которых игнорировали.

Но это у животных. А что же касается человека? Очень показателен пример с помещёнными в инкубатор недоношенными детьми. Оказалось, что дети, которых время от времени встряхивали и тормошили, быстрее набирали вес и были выписаны из больницы раньше детей с ограничением контактов. Всё это свидетельствует о важности прикосновений материнских рук, и в этом нет ничего сверхъестественного.

Беря ребёнка на руки, вы стимулируете его сенсорную сферу, тепло ваших рук даёт ему ощущение физического комфорта, психологически он ощущает себя в безопасности. Не от того ли, будучи взрослыми, мы так любим обниматься с близкими нам людьми, с людьми, которым мы доверяем. По-видимому, здесь и закладывается базовый уровень доверия к миру, умение ощущать себя ценным, в конечном счете умение созидать.

Не менее важным для психического развития является зрительный контакт матери и ребёнка. Не стоит полагать, что дитя не распознаёт мимических сигналов. Науке известны примеры, когда у детей с врожденной катарактой невозможность видеть материнскую улыбку и выражение её лица в течение первого полугодия жизни, приводила в дальнейшем к необратимым изменениям в эмоциональном и социальном поведении, даже если катаракта снималась на первом году жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи (Эмбриональный опыт и взрослая жизнь)

Психолог Григорьев Евгений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *