Борьба со стереотипами

Борьба со стереотипами
 

В «вольере стереотипов» нет места свежим мыслям. Мы ходим по нему от стенки к стенке и действуем словно автоматы. Одинаково реагируем на события. Произносим одни и те же фразы. Принимаем стандартные решения. Жизнь движется по кругу, и один день похож на другой. Конечно, так жить легче, ведь мы это делаем по так называемому «принципу наименьшего сопротивления». Зачем напрягаться? Все уже продумано за нас…

Вот только… Рано или поздно реальный мир напомнит о себе. И вот тут-то выяснится: учителя и родители «скармливали» нам готовую информацию. Учили чему угодно, только не умению мыслить творчески. В результате мир меняется, а мы топчемся на месте. И… жестоко из-за этого страдаем. А еще недоумеваем: как же так, мы ведь были такими прилежными школьниками и студентами?

На Западе над этой проблемой задумались еще лет тридцать тому назад. Студентов там «на полном серьезе» учат думать. В результате они меньше опираются на старое, идут вперед. Россия же по-прежнему «впереди планеты всей» по количеству знаний, впихиваемых педагогами в студенческие головы. А какой от этого толк? Подсчитано: если система образования в ближайшие полвека не переменится принципиально, произойдет катастрофа. Для освоения необходимой школьной программы человеку придется тратить лет 30-40. Вторая половина жизни уйдет на высшее образование. В результате в гроб мы будем ложиться, зная обо всем и не сделав ничего…

Родной физфак Михаил закончил с красным дипломом. В аспирантуру его взяли с радостью. Лучший студент на курсе! Да что там, таких способных и работоспособных студентов не припомнят и старые профессора. Но стоило им его похвалить, будто сглазили. Научная работа Михаилу никак не давалась. Какая уж там кандидатская, когда порой он неделями сидел над какой-нибудь элементарной разработкой. Это больно било по самолюбию: ведь он был лучшим.

Старые авторитеты

На мой тренинг он пришел чуть ли не в депрессии. Он почти перестал верить в себя. После разговора стало ясно: Михаил панически боялся мыслить по-новому. Он наизусть цитировал знаменитых ученых, знал все аксиомы и правила, но! Ни на йоту не решался отойти от них. А кандидатская касалась совершенно нового направления, в котором опора на старые авторитеты только мешала. Маститые профессора надеялись на молодого ученого, не понимая, что он оказался еще более «зашторенным», чем они. Прежде всего я помог ему разрушить безоговорочную веру в старое. Сбросить с себя ярмо стереотипов. Научиться мыслить «от противного».

Постепенно тренинги сделали свое дело. Михаил снова засел за кандидатскую. Но теперь исследования продвигались словно по мановению волшебной палочки. Никакого волшебства: стоило ему «выйти за рамки» — и открылось множество перспектив. Михаил оказался и впрямь незаурядным и очень талантливым ученым. Сейчас он уже доктор наук. «Балласт» был сброшен, и Михаил стал совершать открытия одно за другим!

Почему стереотипы так портят нашу жизнь? Потому что они обедняют восприятие. Подгоняют представления под узкий круг шаблонов. А неверное восприятие информации порождает порочный круг. Неправильно воспринял — неправильно понял — сделал неверный вывод — основываясь на нем, снова что-то воспринял не так, как следует. А результат? Ошибки, ошибки, ошибки…

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *