Что развивает музыкально танцевальные занятия

Что развивает музыкально танцевальные занятия
 

Физические занятия бывают разными: они отличаются и с точки зрения психологической составляющей, и с точки зрения реальной пользы для развития. Разного рода занятия, даже танцами, носят разную направленность. Ведь когда возникало течение развивающих танцевальных и музыкальных практик, его основатели задавались целью не профессионального обучения, а общего развития. И в настоящее время мы с одной стороны имеем занятия, направленные на раннюю профессионализацию в сфере художественного образования, а с другой стороны – развивающие занятия, причем не менее важные и для тех, кто занимается профессионально.

Мне кажется, что в нашей стране недооценивается значение развивающих занятий, у нас делается очень большой акцент на профессионализацию. Если не профессионально, то зачем это? А вот затем, чтобы человек был более-менее гармонично развит во всех областях и просто как человек был благополучен, чтобы разные сферы жизни были для него открыты, потому что такие практики действительно его распахивают, открывают для чего-то нового в музыке, танцах и т.д.

Даже для тех, кто занимается чем-то профессионально, очень важно иметь т.н. «развивающий заход», который позволяет человеку пережить определенные смыслы, понять мир музыки, создать благоприятные условия для развития координации во всех сферах его жизни. Такие цели ставит перед собой, к примеру, ритмика Далькроза. Никто не отрицает узкопрофессиональную тренировку каких-то навыков, но есть задачи другого плана, они носят более широкий характер и как раз создают предпосылки для успешного освоения узких областей.

Какие цели преследуют развивающие занятия? Открыть голос, например, если с этим есть проблемы: многие люди боятся петь, у кого-то нарушена координация между слухом и голосом, и он не попадает на ноты, кто-то ощущает недостаток опыта или хочет научиться чувствовать музыку, понимать ее язык. Для решения таких проблем мы используем метод двигательного проживания музыки, при котором через спонтанные формы движения человек эмоционально погружается в мир эстетических переживаний.

Раскрытие вокальных данных

Испытав это, мы начинаем лучше слышать и понимать себя (что необходимо вообще во всем!), у нас возникает какая-то ориентировка в своих предпочтениях и способностях, улучшается ощущение своего тела. В целом изменяется наше осознание самих себя и отношение к другим людям, потому что во время таких занятий затрагиваются базовые вещи, которые формируют личность человека. Глобально, здесь речь идет не о том, чтобы научиться хорошо играть на каком-то конкретном музыкальном инструменте, а о том, что может человека к этому подвести, что откроет для него смысл углубленных занятий.

Моя коллега, которая занимается вокалом и разрабатывает методики раскрытия голоса в движении, часто взаимодействует с драматическими актерами. Только у половины из них есть голос, треть не попадает на ноты — так что такого рода проблемы встречаются и в профессиональной среде. Для преодоления этих страхов и зажимов существует целый набор приемов и методик.

Саморазвитие через вокал

В развивающих занятиях часто отсутствует соревновательный элемент. Уход от соревнования позволяет обеспечить некоторый психологический комфорт и убрать страх провала. Если люди действуют вместе, например, поют хором, и отдельный человек перестает себя слышать, то он не боится фальшивить и начинает петь смелее. И это срабатывает! Люди сейчас побаиваются петь, проявлять себя в своей экспрессии, хотя на самом деле многим очень хочется. Даже взрослым порой бывает страшно, они не верят в себя, и в такой неконкурентной ситуации им гораздо легче преодолевать страх.

Но это не значит, что мы упадем в другую крайность и создадим оранжерею с чересчур щадящими условиями. Иногда задают такие вопросы: «А потом человек выйдет в настоящую жизнь, и что?» Конечно, работа бывает разная, и я не могу отвечать за все, что делается, но такие вопросы часто возникают от незнания конкретной деятельности. Можно действительно создать такие условия, при которых у человека сформируется представление о том, что он способен на все, а столкновение с суровой реальностью его опрокинет. Это тоже крайность, но мы стремимся к тому, чтобы научиться раскрывать свои возможности, а для этого надо создать такие условия, при которых человек мог бы прислушаться к себе.

И потом, все очень индивидуально. Кто-то без хлыстика совершенно растворяется, а для кого-то даже малейшее замечание смерти подобно: боязнь ошибиться ему сильно мешает. В обоих случаях мы сталкиваемся с проблемой: в первом случае она заключается в том, что человек без внешнего понукания абсолютно не способен себя организовать, и при самых больших талантах он часто в жизни ничего не добивается. Во втором случае человек, наоборот, страдает из-за избыточной мотивированности.

Соревнование с самим собой

И то и другое является психологическим ограничивающим условием, его надо преодолевать. Именно в работе над ним и будет состоять развитие, а не в том, что вы его замаскируете, погладите человека по голове и скажете: «Ой, как все хорошо, тебе комфортно – замечательно, плати нам деньги и до свидания». Преодолевая ограничивающие условия, человек обретает реальную (а не мнимую) свободу, когда у него есть пожелания и возможности их осуществить. Один должен преодолеть свою лень, другой – свой страх, избыточное старание, которое также бывает препятствием.

Кроме того, необходимость проявить себя на соревновании приводит к отбору по различным параметрам: если говорить о сцене, например, сразу появляется понятие сценическая внешность / несценическая внешность. «Этот немножко полненький». Уже на начальном этапе человек, который имеет огромное желание и стремление, из-за несоответствия каким-то критериям лишается возможности выступать на сцене. Соревноваться надо с самим собой.

Канд. психол. наук Аида Айламазьян

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *