Когда нам что-то не хочется делать, мы с легкостью говорим: «Да мне лень», тем самым снимая всю ответственность. Таким образом, мы оправдываем себя, не желая разобраться в истинных причинах своего «нежелания».

Это удобная отговорка у взрослых и «хороший» ярлык для ребенка, который навешивает ему родитель, оценивая причину непослушания или отсутствия результата.

В детстве ребенок не осознает причин «неделания», но родитель ему постоянно «подсказывает» эту причину, и постепенно человек уже будучи взрослым присваивает объяснение всех своих неудач и оценивает себя «просто лентяем». И кажется это таким неоспоримым, категоричным заявлением.

Но что же на самом деле стоит за этой удобной отговоркой? Ведь ленью мы можем объяснить все, что угодно: от нежелания приготовить обед до нежелания учиться.

Что вообще означает слово «лень»

В энциклопедии я нашла вот такое определение: «Спокойный, медлительный, вялый – отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочитает свободное время трудовой деятельности». Сама по себе лень не является причиной нашего нежелания или привычки откладывать дела на завтра.

Лень я скорее бы отнесла к разряду симптомов, который как раз может послужить сигналом для анализа возможных причин. Как только мы слышим от себя такой ответ «Да мне лень», это значит, что мы вступаем в определенный внутренний конфликт с самим собой, вряд ли бы мы искали ответ на то, что нас вполне устраивает.

Одна часть нас говорит, что «надо бы заняться английским» — «Я-долженствование». А другая говорит, что «не хочу сейчас» — «Я-желание», и откладывает это на потом. «Я–желание» сейчас хочет совсем другого и затрачивает свои ресурсы на более актуальные потребности. В тот момент, когда вроде бы нам кажется, что это просто лень, на самом деле мы тоже делаем, просто не то, что в данный момент просит «Я-долженствование».

«Я-желание» и «Я-долженствование»

Мы можем остаться дома почитать хорошую книгу или встретиться с друзьями. Мы испытываем чувство радости от встречи, а «Я-долженствование» как будто начеку и ждет «удобного момента» напомнить о том, что мы не сделали. Словно родитель, присматривает за ребенком, контролирует его.

Одна из гипотез психологов, объясняющих феномен лени, может адресовать нас к анализу детско-родительских отношений, может быть, мы просто до сих пор сопротивляемся тому Родителю, который постоянно что-то требует. Другая же гипотеза может вывести нас на путь осознания тех мыслей и эмоций, которые прячутся за нашим нежеланием.

Может быть, нам кажется, что мы должны знать этот язык в совершенстве (опять же, кто нам это сказал) и одновременно боимся неудачи, беспокоимся о том, как оценят наш результат.

Задача теперь состоит в том, чтобы принять эти мысли и чувства. Дать возможность вступить в диалог «Я-желанию» с «Я-долженствованием». Внутренний диалог – единственный способ договориться, услышав ожиданиями и требования одного «Я» и возможности другого «Я».

Тем самым мы перестанем терзать себя и прервем эту бесконечную цепочку. Разрешив конфликт, мы становимся свободнее и честнее перед самим собой. Поэтому в следующий раз, когда вы поймаете себя на мысли о лени, приостановитесь и задумайтесь о тех неявных причинах, которые несут службу этому феномену.

Психолог Татьяна Стеценко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *