Одаренные дети

Одаренные дети
 

Другая сторона одаренности

От двух до трех процентов детей считаются весьма одаренными, их средний показатель IQ не менее 130. Для многих таких подростков их незаурядный интеллект дает им реальное преимущество в школе. Они могут добиться больших успехов в музыке, математике или науке. Вопреки распространенному мнению, вундеркинды могут иметь больше проблем в школе, чем их менее одаренные сверстники, говорят данные лонгитюдных исследований. Они могут иметь меньше друзей, из-за того, что они предъявляют большие требования к новым знакомым.

И все же есть и другая сторона успеха. Для некоторых из самых талантливых — тех, у кого IQ от 140 – 150, этот дар может оказаться ловушкой. Эти дети настолько не по годам проницательны, что у них может сформироваться постоянная боязнь совершить ошибку. Это осознание может довести до степени эмоционального паралича, «тихого демона», которого родители и учителя должны распознать.

Школьные тесты иллюстрируют один пример. В отличие от одноклассников, которые, как правило, встречают приближающиеся экзамены с некоторой отстраненностью и могут ответить на один вопрос за один раз, некоторые весьма одаренные дети могут неустанно прикидывать риски и какие последствия повлекут ошибки в ответах.

Нарушения развития может усугубить проблемы ребенка. Последствия являются особенно серьезными для одаренных детей. С момента поступления в школу, такой ребенок считает, что он получает плохие отметки, хотя он понимает все легко. Поэтому ему трудно понять, почему его усилия воспринимаются окружающими так слабо, почему его так мало хвалят, отмечают его работу.

Постоянная фрустрация влияет на его самооценку. Следствием этого является тревога, которая может даже привести к депрессии. Может сформироваться защитная реакция — ребенок постепенно теряет интерес к учебе и начинает изолировать себя от социума, других людей – сверстников, преподавателей, родителей.

Поступающие наказания за «плохое поведение» могут только ухудшить ситуацию. С их хорошо развитым чувством «правильного» и «неправильного», вундеркинды могут рассмотреть наказание как незаслуженное, и еще больше замкнуться.

Повышенная тревожность

Кроме того, из-за повышенной тревожности, одаренные дети остро чувствуют личную потерю, вызванную любыми отклонениями в развитии. Например, одаренные дети могут остро переживать отсутствие физической координации или пространственной ориентации, что также подрывает их самооценку.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях, результаты IQ-тестов вводят в заблуждение родителей и учителей. Одаренный ребенок может преуспеть в вопросах, репрезентирующих вербальный интеллект, но не показать особенных навыков рассуждения, которые затрагиваются другими вопросами теста. Поскольку обе оценки сочетаются, общий результат может оказаться средним.

Расхождение между собственными высокими ожиданиями ребенка и обескураживающими оценками от взрослого мира и мира сверстников может привести мальчика или девочку в тупик, из которого сложно выйти. Из чего можно сделать неутешительный вывод – крайне умный ребенок может потерпеть полный крах в школе.

Психомоторное обучение

Первый шаг заключается в признании исключительного интеллекта, а также особенности развития ребенка, в таком случае родители и учителя должны вмешаться. Лучше всего раньше обнаружить проблему, чем потом исправлять ее. Например, у пяти – шести летних аудиотренинг может исправить дислексию в течение 6-18 месяцев. Но если лечение начинается только через год, коррекция может проходить до двух раз дольше, что сопряжено с рисками, например, увеличивая шанс, что ребенок бросит школу.

Несоответствие пространственной ориентации возрасту может быть продемонстрировано путем сравнения успехов ребенка на вербальных и невербальных разделах теста IQ. Если «невербальный результат» более чем на 10 пунктов ниже «словесного результата», рекомендуется психомоторное обучение. Рисование, игры и занятия скульптурой могут помочь ребенку научиться координировать свои движения и улучшить пространственную ориентацию. Этот вид обучения наиболее эффективен в возрасте 5-6 лет.

Если расхождение между вербальной и невербальной частью тестов IQ больше, чем 20 процентов, также может быть необходима семейная терапия для улучшения взаимодействия между членами семьи. В ходе сессий терапевт старается оценить, как ребенок работал, и какие расхождения в тестировании могли возникнуть. Иногда ребенок с моторными или ориентационными проблемами будет бояться простых повседневных задач, таких как завязывание шнурков. Он знает, что он, вероятно, сделает ошибки и придется начинать все сначала – также играют роль насмешки друзей, родственников.

Помощь родителей

Помогая, родители невольно увеличивают зависимость ребенка от мамы и папы. Тем не менее, если их нет рядом, ребенок чувствует себя покинутым. Чтобы помочь ребенку восстановить его чувство независимости, терапевт будет пытаться помочь ребенку понять, что ошибка, неудача, является нормальной частью жизни, не катастрофой.

Вундеркинды могут также искажать свою личность до степени неузнаваемости. Психиатры называют это развитием ложной личности. Эта проблема может возникнуть, из-за того, что чувствительные дети ощущают эмоции членов семьи лучше других людей. В результате, они могут раздуть до больших размеров даже мелкое недовольство.

Чтобы порадовать своих родителей, они жертвуют своими потребностями и ведут себя так, как хотят родители. Они почти исчезают под такой маской. Для предотвращения развития ложной личности, родители должны предложить ребенку разные виды времяпрепровождения, не осуждать их выбор. Важно поощрять интересы ребенка, дабы сохранить мотивацию к саморазвитию.

Зная потенциальные опасности и ловушки внутреннего мира вундеркиндов, можно облегчить жизнь любому мальчику или девочке. И общество только выиграет от активной деятельности таких молодых людей, где бы они ни работали, какими талантами не располагали бы.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *