Особенности усыновления ребенка

Особенности усыновления ребенка
 

Обычно матери-отказницы попадают в роддом в экстренном порядке, рожают (кстати, очень хорошо, без осложнений) и в течение 3-4 часов уходят, часто даже не посмотрев на своего ребенка. Они приезжают уже с заранее принятым решением, за свою практику я видела только одну сомневающуюся маму, и она все-таки оставила малыша. Затем ребенок поступает в больницу, где находится около трех месяцев до того, пока его не переведут в дом малютки. И очень важно, чтобы в это время с малышами работал волонтер, потому что ребенок, который не получает человеческой тактильности, внимания, эмпатии и чувств, может приобрести ряд психических и соматических нарушений.

Психоаналитик Рене Шпитц написал об этом очень хорошую книгу, которая называется «Первый год жизни». Он исследовал малышей, оставшихся в детских домах в послевоенное время, и обнаружил, что больше количество детей погибает до 1-2 лет или уходит в глубокую аутизацию только потому, что они не получают эмоционального контакта с людьми.

В книге описан интересный случай: из 20 малышей, находившихся в одной палате, только 2 вышли в нормальное состояние, если можно так сказать, у остальных развились те или иные психические расстройства. В процессе поиска ответа на вопрос, почему именно этим двоим так повезло, исследователи обнаружили, что их кроватки стояли рядом с постом, где сидела няня. Она просто опускала руки в эти люльки, играла и общалась с лежавшими в них детьми.

Психологические аспекты

Когда люди собираются усыновить ребенка, они должны оценивать риски, ведь он – не чистый лист бумаги: что вложил, то и получил. Ребенок, прежде чем попасть к ним, прожил какую-то жизнь: месяц, два, неделю – неважно. У меня есть пример одной пары, которая взяла двоих детей: мальчика и девочку. От девочки мама в свое время отказалась потому, что не могла вернуться в родную страну с ребенком на руках, будучи не замужем, но она носила ее с любовью и в течение двух дней после рождения находилась рядом.

А мальчик был нежеланным ребенком, мама хотела от него избавиться, принимала какие-то препараты и в итоге родила, не успев доехать до больницы, после чего просто развернулась и ушла. Несмотря на одинаковые условия, созданные новыми любящими родителями, оба ребенка развиваются совершенно по-разному.

На курсах усыновителей обязательно говорят о том, что дети имею право быть похожими на своих родителей. Расскажу одну историю: мужчина и женщина усыновили ребенка, холили и лелеяли его, но когда мальчик пошел в школу, обнаружилось, что он испытывает трудности при выполнении заданий, с трудом усваивает материал. Родители в шоке: «Как?!» Они же такие умные и гениальные, как у них может быть такой сын? Они отдали его обратно в детдом. Он не понимает, почему мама перестала его любить и вообще куда-то отдала, из-за того, что он не может написать какой-то крючок. Он просил: «Пожалуйста, заберите меня обратно, я могу читать и писать…» Не знаю, чем закончилась эта история, но в ней есть, над чем бы задуматься взрослым людям. Для ребенка – это колоссальная трагедия на всю жизнь, и только работа с психологом может быть для него спасением.

«Я не могу с ним»

Рассказывая историю, вспомнила об одном парне, которого ко мне направила школьный психолог прямо перед ЕГЭ со словами: «Я не могу с ним», и уточнила, что он из приемной семьи (и не знает об этом). Никогда не забуду этого мальчика. Хороший парень, но когда начался подростковый период, гормональные изменения, он, как почти все в этом возрасте, стал бунтовать. Родителям надо было, по-хорошему, почитать про этот период, но они почему-то считали, что он всю жизнь будет таким послушным и замечательным, как в детстве.

А он взял и ушел в небольшой отрыв, пропускал школу и т.д., после чего папа перевел его на домашнее обучение и начал контролировать. Сам отец родом из деревни Ставропольского края, закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, и ему было очень важно, чтобы в ставропольской деревне о нем говорили как о человеке, чей сын добился успеха. Но сын пошел в разнос, а после перевода на домашнее обучение вообще стал убегать из дома.

Буквально за день до нашей первой встречи парень что-то натворил, и отец ему сказал: «Да что с тебя взять? Ты же приемный». Подходящая ситуация для того, чтобы в первый раз сообщить ребенку о том, что он приемный, не так ли? И парень ответил: «Слава Богу, что ты мне об этом сказал. Теперь я понимаю, почему меня не покидало ощущение, что я какой-то не такой».

Мы все-таки с ним встретились, очень плодотворно работали некоторое время, и я думаю, его судьба сложилась неплохо. Одно время ко мне приходили подростки (а подростки у психолога – большая редкость), и я спрашивала, кто дал мой контакт. Видимо, он сказал им: «Мне помогло – идите». Надо сказать, что подростки были из приличных семей.

Клинический психолог Елена Мухамедова

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *