План обучения сотрудников

План обучения сотрудников
 

В какой бы области профессиональной деятельности Вы не работали, какое бы «свое дело» не делали — Вы всегда сталкиваетесь с конкуренцией («состязательностью на рынке» — по определению словаря экономических терминов). Как показывает опыт развития наиболее успешных компаний городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми — одним из базовых условий конкурентоспособности на рынке является профессионализм персонала.

Инвестиции в обучение сотрудников – один из наиболее выгодных видов вложения капитала (по разным исследованиям на 1 рубль, вложенный в обучение сотрудников, приходится от 4 до 6 рублей прибыли/мес).

На самом деле вложения в развитие кадров — это инвестиции. А как можно по-другому назвать расходы, позволяющие получить прирост производительности, увеличение количества клиентов за счет повышения качества их обслуживания? Есть простой критерий: если вложенный капитал растет и приумножается — это инвестиции. Успешные, конкурентоспособные фирмы и организации, также нуждаются в дальнейшем развитии персонала, в проведении процедур аттестации, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

В условиях интенсивного становления и развития современного рынка, руководитель уже не может рассчитывать только на способности и базовое образование своих сотрудников. Компании приходится постоянно адаптироваться к реальностям изменяющегося бизнеса, идти в ногу с новыми знаниями, технологиями, требованиям рынка. И в этой ситуации становится актуальной проблема выбора наиболее эффективной формы обучения для повышения квалификации сотрудников. Результаты опроса руководителей ведущих отечественных компаний выявили следующие критерии эффективности современных форм бизнес-обучения персонала:

Критерии эффективности обучения

  • краткосрочность
  • финансовая целесообразность (с учетом позиции: время — деньги)
  • возможность организации обучения на рабочем месте
  • ориентированность на проблемы, возникающие в работе данной компании
  • возможность получения от преподавателей независимой экспертной оценки личностного и профессионального потенциала сотрудников

При этом важно учитывать основные особенности учебного процесса для взрослых:

  • взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения
  • взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности
  • именно, взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег
  • взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели
  • именно взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения
  • у взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.)
  • процесс обучения взрослого человека должен быть организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего

Наши немецкие коллеги сформулировали ряд важных принципов, которые мы используем, в качестве базовых, при планировании и организации процесса бизнес-обучения специалистов различного уровня и категорий.

Методы обучения сотрудников

Результаты обучения должны быть открытыми. Результативность совместной работы выше, когда есть множество возможных решений, а не один правильный ответ.

Личностная значимость обучения должна быть достаточно высокой. Нужно принимать во внимание опыт участников, их жизненный стиль, их понимание самих себя и окружающего мира.

Нужно акцентировать внутреннюю мотивацию. Способность к творчеству и готовность к сотрудничеству повышаются, когда участники совместной деятельности чувствуют, что их обучение зависит от них самих.

Временные рамки выполнения заданий не должны быть слишком жесткими. Мозг не работает по 30-ти или 60-ти минутным циклам. Отдельные этапы обучения требуют гибких временных границ и смены форм обучения. Чем более открыты временные рамки, тем глубже обучение и тем сильнее индивидуальные изменения.

Задания должны представлять собой посильный «вызов». Участники должны знать, что в случае необходимости они смогут получить поддержку со стороны модераторов. Самые успешные ищут себе задания в зоне своего «ближайшего развития». Они достигают большего, так как усложняют цели медленно и постоянно, по частям, чтобы на каждом этапе развития успех был наиболее вероятен.

Эффективность обучения достигается, в том числе, работой с Заказчиком по четкому алгоритму, включающему в себя:

  • предварительную организацию обучения
  • обсуждение опыта участников
  • представление нового знания
  • освоение новых знаний на практике
  • активное оценивание
  • перенос в повседневную жизнь

Если компания настроена на стабильное развитие, то Вам необходимо осознавать, что постоянное совершенствование профессионализма Ваших сотрудников – и есть основной путь к лаврам победителя среди конкурентов.

Глазырин А. В. Шерсткин К. А.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *