Психомоторное развитие у взрослых

Психомоторное развитие у взрослых
 

Понятно, что существуют специальные занятия, практики, где задействованы движения человека. Очевидно, они буду его развивать, но какие-то занятия будут улучшать скорее только физическую форму человека, а какие-то будут развивать его и психологически тоже, поэтому практики практикам рознь. Отсюда возникают так называемые психологические или психодвигательные тренинги. Я не случайно рассказала о китайской гимнастике Ушу. Это яркий пример практики, в которой активно задействуется образ, внутреннее движение, в ней присутствует мощная психологическая составляющая, включается эмоциональная регуляция движения.

Если вы по утрам просто поднимаете гантели или занимаетесь на тренажере, накачиваете свои мышцы, тот самый психологический компонент практически не участвует, понимаете? Поэтому не любая практика, не любой тренинг будет человека развивать. А что будет? Такая деятельность, которая будет включать человека целостно, и чем более целостна эта практика, тем лучше. Например, можно отдельно тренировать пространственные представления, ставить какие-то сложные координационные задачи. Самое простое задание – попросить человека безымянным пальцем правой руки достать до мизинца на левой ноге, и он должен очень быстро сообразить и выполнить это задание. Или сделать одновременно несколько движений.

Особенно полезны движения перекрестного плана, потому что здесь присутствует координация между работой левой и правой частей тела, тренируются межполушарные связи. Но те практики, которыми я интересовалась, занималась и занимаюсь до сих пор — они включают ярко-эмоциональный компонент движения. Для того чтобы его подключить, простого движения и координации недостаточно — это должно быть выразительное движение, которым вы хотите что-то сказать или выразить какое-то чувство, переживание. Соответственно, это будут музыкально-двигательные, танцевальные практики — те виды деятельности, где человек учится выражать свои чувства и эмоции. При этом задействуется абсолютно все: и интеллект, и пространственная ориентировка, и движения, и переживания, и образ. Такие занятия, безусловно, будут развивать человека как целое наиболее мощно.

Что развивает человека психомоторно

Возьмем интеллектуальную сторону жизнедеятельности человека: с раннего возраста основной упор делается на нее, эмоциональная жизнь вообще в загоне, она очень плохо развивается. Она не предусмотрена ни в процессе обучения, ни при планировании досуга – идет постоянная нагрузка на интеллект, на запоминание. У детей с малых лет развивается исключительно рациональная сторона. Сейчас у людей такое количество проблем с телом, что приходится овладевать лечебной физкультурой — становится страшно работать! Человек не может ни согнуться, ни прыгнуть, то есть не может выполнить те психомоторные нормативы, которые раньше выполнялись без труда.

У современных детей наблюдается очень сильное отставание по этим показателям: если сравнивать с теми же 20-ми, 30-ми годами, нормативы просто другие. И если по уровню интеллектуального развития мы опережаем прошлые поколения, то физическое развитие оставляет желать лучшего. У нас дети не делают подскок. По-хорошему, уже в 4 года они должны скакать. Но дети сейчас не скачут, мы обучаем их подскоку «нечеловеческими» усилиями. Более того, приходят взрослые люди, которые тоже не в состоянии сделать подскок: они не могут вспомнить это движение, и это не смешно. Я уже говорила об уровне тонуса. К примеру, гипертонус стопы сейчас широко распространен среди детей, он уже стал привычным, хотя раньше это считалось тревожным знаком.

Так что с этой стороны у нас есть очень много проблем. Но опять же, вы можете начать заниматься простой гимнастикой, физкультурой, а можете попробовать включиться в такую деятельность, которая развивала бы вас целиком, которая была бы осмысленна, требовала подключения вашего образного мышления. И тогда возникает другая внутренняя работа, и польза для психологического развития совершенно другая, потому что мы с вами, ко всему прочему, внутри этой деятельности решаем массу эмоциональных проблем. Это внешне она как бы физическая, но внутренне происходит очень напряженная психологическая работа.

То есть, если сравнивать силовые тренировки в тренажерном зале с боевыми искусствами, то последние более предпочтительны?

Вы знаете, нет никакой панацеи. И я не придерживаюсь точки зрения о том, что надо что-либо исключать, главное — понимать направленность каждой деятельности. Одна работа не исключает другую, более того, многие вещи взаимно дополняют друг друга. В этом плане я не настроена как-то радикально: просто это не очень жизнеспособно. Даже самое хорошее дело, когда оно начинает насаждаться, превращается во что-то не очень приятное. Исторический опыт учит тому, что не стоит прибегать к политике исключения. В истории наших танцевальных практик тому свидетельств достаточно.

Например, в начале прошлого века, в 20-е годы, у нас было очень много интересных студий и направлений, было много поиска, люди занимались свободной пластикой, которая мне также интересна. Но однажды все течения были закрыты, потому что балет был признан единственным правильным направлением танцевального искусства, а все остальное – неправильным. На этой основе закрыли все школы свободного танца, школы пластического танца, огромное количество студий, лабораторий, которые стали исследовать новые направления. Мы были впереди планеты всей! И на долгие годы все это было запрещено, мы значительно откатились назад.

Балет существует как сценическое искусство, а то, что мы делаем, преследует другие цели и задачи. Если у вас есть свободное время и возможность покачаться в спортзале – то лучше идите и покачайтесь, чем ничего не делать. А то мы сейчас скажем: «Вы знаете, это не приносит результата», и люди подумают: «Действительно, зачем я пойду качаться, это же бесполезно». Да, но если вы вообще ничего не делаете — не бегаете, не плаваете, не ходите в горы, еще и железо не поднимаете – то лучше, чтобы хоть железо ворочали.

В чем проблема профессиональных бодибилдеров? В том, что форма, которую приобретает тело, начинает быть ведущим мотивом, а не средством. Форма тела не может быть самоцелью, потому что главная цель – здоровье, гармоничное развитие. Ты должен что-то уметь делать с помощью своего тела, чему-то служить ему.

Эстетической привлекательности?

Что такое прекрасное? Прекрасное – это когда мы видим прекрасного изнутри человека, и это полноценно отражено в его облике. Это идея совершенного, гармоничного человека, которая берет свое начало в греческой культуре. То есть когда его внутреннее совершенство выражено в теле во всей его полноте, по крайней мере, человек к этому движется. И я бы все-таки настаивала на этом единстве, а не на разрыве. Можно добиваться такого разрыва и создавать очень красивый антураж, не заботясь о внутреннем содержании. Мне не хочется идти по этому пути, и, соответственно, моя задача заключается в том, чтобы помочь человеку осознать ущербность такого пути.

Он ведет его не к целостности, а к конфликту, к разорванности существования, когда его чувства, внутренний мир со временем скукоживаются как шагреневая кожа. Если вы его не развиваете, постоянно не подпитываете — он умирает. Зацикленность на внешнем облике приведет вас либо к психотерапевту, либо куда-нибудь хуже. Это ложь самому себе, вакуум, в котором человек начинает жить, потому что теряется смысл. Эстетика очень важна, но такая эстетика, которая основана на чувстве единства. Очень важно воспитывать у людей такой вкус, потому что чрезмерное увлечение внешними образцами, которые навязывает современная массовая культура, плохо сказывается на людях, особенно на молодежи.

Сейчас существует какой-то единообразный стандарт красоты, от которого обществу следовало бы отказаться, потому что люди очень разные. И очень важно научиться видеть прекрасное не во внешних показателях – 90/60/90 – которые могут быть очень индивидуальными, а смотреть шире.

Все зависит от того, что вы будете эстетизировать, эстетика культурно опосредована. Мне кажется, нам было бы очень полезно принять эстетический идеал не единообразия, а разнообразия. Если человек полноват, но это его здоровое состояние, если он при этом выразителен и может очень интересно и красиво двигаться, я готова этим любоваться. Моя бабушка в свое время говорила: «Тощая корова это еще не газель!» 🙂

Канд. психол. наук Аида Айламазьян

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *