Психотравматические ситуации

Психотравматические ситуации
 

(Начало в статье «Когда время не лечит»)

Конечно, травматические симптомы будут проявляться у разных людей по-разному. Это зависит от того, какую травму им пришлось пережить, насколько она была тяжела, от ситуации, в которой она произошла. Также в большой степени это зависит от личных ресурсов человека, которые были ему доступны в момент травматизации.

При этом исследователи посттравматических стрессовых расстройств (возникающих, когда у человека не было возможности вовремя выйти из травмирующей ситуации, завершить ее) отмечают, что ни одна из стрессовых ситуаций не способна вызвать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) абсолютно у всех людей. То есть, нет такого «универсального» стресса, события, переживания, которое окажется эмоционально травмирующим для каждого человека, столкнувшегося с ним [Perry et al., 1992; Smith et al., 1990].

Теперь, уделив внимание описанию травмы и первичным психологическим и физиологическим признакам, по которым ее можно узнать, ответим на вопрос, почему вопрос травмы так важен. Это связано с тем, что наше переживание травматической ситуации широко задействовано на всех уровнях – физиологическом и психическом, охватывая эмоции, тело, гормональный фон, работу центральной нервной системы в целом и головного мозга в частности. Как правило, невозможно полностью завершить переживание травмирующей ситуации, обращая внимание только на что-то одно, а не на целостную систему человеческого организма. И последствия травмы, влияющие на переживание человеком чувства общего благополучия и счастья, могут проявляться на любом уровне – как психологическом, так и физиологическом.

Как задействовано в переживании травмы наше тело

Все начинается с головного мозга, руководящего работой нашего организма. За наши эмоции в головном мозге отвечает так называемая лимбическая система, находящаяся в самой его глубине, ее еще называют «эмоциональным мозгом». Это древняя часть мозга – она формируется одной из первых как в развитии каждого современного человека, так и при взгляде на историю формирования мозга всего животного мира, к которому относится и человек.

В лимбическую систему входит несколько структур мозга (его частей, небольших по объему, но очень важных по значимости), сейчас нас будут интересовать только две из них – гиппокамп и амигдала. Гиппокамп – это центр памяти об эмоциональных событиях, в нем хранится информация о самом факте произошедшего события. Амигдала – ее еще называют миндалиной или миндалевидным телом, так как по форме и размеру она напоминает миндальное зернышко – хранит информацию об эмоциях, переживаниях, которые испытал человек в течение жизни.

Если какая-либо ситуация воспринимается как опасная или очень неприятная, информация о ней поступает сразу в амигдалу, и там возникает сильное возбуждение – повышается электрическая активность. Затем информация передается в гиппокамп, который сохраняет ее как сознательное воспоминание. Если неприятная ситуация длится слишком долго или возникает часто, то возбуждение в амигдале не успевает ослабнуть, ее активность остается высокой (эту ситуацию еще называют «повышенным уровнем активации») и является причиной неприятных последствий эмоциональной травмы – преследующие воспоминания о ней, проигрывание в воображении, нарушения сна, внимания.

Экстремальные ситуации

В случае, когда травматическая ситуация становится не просто неприятной, а экстремальной, если информация об опасности подтверждается амигдалой и эти эмоции чрезмерны, то она как бы «отказывается» передавать травмирующую информацию дальше. Связь между амигдалой и гиппокампом разрывается, и полученный опыт остается неосознаваемым, он остается в бессознательной (по-научному – имплицитной) памяти – гиппокамп лишен возможности предложить имеющийся опыт человека для решения этой тяжелой задачки.

Самым неприятным в этой ситуации являет то, что подобный «отказ» амигдалы может стать неоднократным, происходит «застревание» в переживаниях на ее уровне. Это приводит к тому, что при случайном напоминании о травмирующем событии ситуация воспринимается не как уже пройденная и пережитая, а с тем же эмоциональным зарядом, который был раньше. В амигдале происходит возбуждение прежней силы, связь с гиппокампом опять блокируется и повторяется инстинктивная реакция. Гиппокамп опять лишается возможности ответить на нее, и распознать ситуацию как ложную тревогу, только напоминающую о прежней травме.

«Напуганная» амигдала также может подавить активность зон мозга, отвечающих за речь, поэтому часто человеку бывает сложно рассказать, описать, что с ним происходило и что он чувствовал. Он может путаться в словах, неправильно произносить предложения, даже его способность говорить может оказаться на время подавленной.

Незавершенные переживания

Таким образом, мы можем видеть, что при незавершенных переживаниях, связанных с травматической ситуацией, при застревании реакции пострадавшего человека на каком-либо этапе в организме возникают условия для постоянного возвращения к этим эмоциям. В жизни человека часто бывают ситуации, когда нет возможности преодолеть стресс за короткий промежуток времени. Этому может мешать шоковое состояние, чрезмерно сильные переживания во время травмы, ситуация, ограничивающая человека в проявлении своих эмоций и даже социальные стереотипы, предписывающие эмоциональную сдержанность (например, «мужчины не плачут», «надо сохранять лицо»).

По этим причинам у многих людей последствия травмирующей ситуации проявляются еще долгое время, внося в жизнь тревожные нотки из прошлого. И далеко не всегда человек может знать, что та или иная реакция – это «нотка» той самой истории, которой когда-то не придали значения или которая почти стерлась из памяти.

Однако, несмотря на наше тревожное описание, у человека есть возможность преодолеть тяжелые последствия негативных переживаний. Если после травмирующего события состояние их участника своевременно приходит в норму, то состояние головного мозга также восстанавливается. Поэтому, особенно важны поддержка других людей и, возможно, профессиональная поддержка и сопровождение специалистов, работающих с травмирующими переживаниями.

Клинический психолог Людмила Захирина

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *