Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Развитие психомоторики и сенсорных процессов
 

Понятие и особенности психомоторики

Сам термин «психомоторика» появился давно, еще в 20-е годы, и он появился у нас в стране. В то время этой проблеме уделялось большое внимание. Глобально, о чем здесь идет речь? О том, чтобы связать физическое развитие моторики и психическое развитие, то есть рассматривать эти два процесса в некой целостности. Речь идет не только о том, что вы, к примеру, можете поднять какой-то вес, пробежать определенную дистанцию или развить мышечную массу. Здесь мы говорим именно о выполнении различных сложных движений, которые могут дать нам какие-то свидетельства не только об уровне физического развития, но и об уровне психического развития человека.

Далее у нас в стране складываются очень интересные собственные школы именно по исследованию движений. Достаточно назвать имя Николая Александровича Бернштейна, который является создателем теории движения, теории о построении движений и разработчиком такого направления как физиология активности. Движение он изучает с точки зрения того, как оно строится.

Бернштейн обращает особое внимание на схему, которой руководствуется человек при организации движения. Его интересует тот внутренний психологический план, те образы, ощущения, обратная связь, которые все время возникают при реализации движения, на основе которых происходит коррекция его образа. Все это говорит о единстве психологического и моторного компонентов. Таковы исторические основы разговора о единстве физиологического и психологического, о том, что образ, на основе которого строится движение, и само движение взаимосвязаны.

Одно и то же движение, которое внешне кажется нам похожим, может иметь совершенно разное психологическое содержание. И тогда мы будем говорить о том, что это разные движения. Давайте приведем пример: я поднимаю руку, сжатую в кулак, и резко опускаю ее на стол. То есть я ударяю рукой по столу. Одно дело, если мы с вами выполним это как физическое действие, простое упражнение. И совсем другое дело, если я в споре в качестве аргумента ударю кулаком по столу.

Исследования психомоторики

Вспоминаются очень интересные исследования, которые проводились уже в годы Великой Отечественной Войны. Они были связаны с восстановлением движений людей, которые были ранены во время боевых действий, и тогда требовалось в срочном порядке разрабатывать методики их реабилитации. К решению этой проблемы привлекалась группа психологов, о которой мы говорили ранее, и в процессе их деятельности также были сформулированы некоторые фундаментальные положения относительно того, как связаны психический образ, смысл и характер движения. Во время войны и послевоенные годы изучение этой связи осуществлялось в основном с помощью экспериментальных методов.

Таким образом сформировалась некая база, основа по изучению движения. В последние годы эти исследования сократились, их стало значительно меньше, но, к счастью, у нас имеется такая богатая теоретическими положениями предыстория вопроса. Кроме того, есть очень интересные исследования, в которых обосновывается связь некоторых моторных компонентов и личностных характеристик. В этих работах психологи поднимают вопрос о том, как проявляются установки и отношение человека, его эмоциональное состояние в различных характеристиках движения. Это то, что касается отечественной психологии. Естественно, я рассказала не обо всем: на эту тему можно прочитать не одну лекцию.

Если обратиться к зарубежной психологии, то там проблема связи физиологического и психологического компонентов скорее пришла из области практики. Не из академических или прикладных исследований, а больше из психотерапии, из практической консультативной помощи. К примеру, в рамках психоанализа появилось такое направление как телесно-ориентированный психоанализ, которое стало уделять много внимания телесным аспектам деятельности человека и рассматривать эти аспекты как проявление неких эмоциональных защит, способов выражения эмоциональных комплексов на телесном уровне. Одна из школ занималась изучением подобных взаимосвязей. Но я не исчерпала эту тему.

Телесно-ориентированный психоанализ

На практике появилось очень много разных направлений, которые стали использовать телесный (моторный) элемент для того, чтобы воздействовать на человека, добиваться каких-то психологических изменений, его развития и личностного роста. С точки зрения практики — это достаточно обширная область, но академически или научно она гораздо уже, естественно. И отечественная психология как раз придерживалась научного подхода в исследованиях, старалась научно обосновать рассматриваемые связи. Кстати, именно поэтому мы больше говорим о моторике, о движении, а не о теле.

А в связи с чем, по Вашему мнению, в последнее время уменьшилось количество исследований в этом направлении?

Вообще с начала 90-х годов количество научных исследований в области академической психологии значительно сократилось. Надо сказать, что уменьшение интереса к рассматриваемой проблематике, именно к изучению движения, произошло еще раньше. Мне кажется, что уже в 80-е годы исследований такого рода было мало, даже несмотря на то, что у нас остались ученики Бернштейна (большинство из них работали в области физиологии). Почему это произошло? Я думаю, что причиной такого спада было отсутствие нового четко сформулированного заказа.

В 60-е, 70-е годы у нас открывались университеты, психология стала очень активно развиваться во многом благодаря запросу, исходящему от различных государственных учреждений. В то время всех очень интересовала область восприятия, поэтому именно психология восприятия оказалась в центре внимания. Появились профессии, требующие точности восприятия, такие как: летчик, авиадиспетчер, инженер атомной электростанции (это уже позже) и так далее. Обществом предъявлялись повышенные требования к точности работы человека в таких сложных системах.

Инженерная психология

Это и был тот самый заказ, который двигал психологию: появилась отрасль науки под названием инженерная психология, у нас на факультете было 3 лаборатории восприятия! В этих лабораториях изучалось движение глаз или, скажем, такой вопрос, как сформировать музыкальный слух с помощью пропевания. В основном усилия были направлены на исследование психомоторных качеств в конкретной профессиональной деятельности, на поиск возможностей для их улучшения. Еще одна область, которая активно развивалась — область обучения, формирования различных навыков.

На формирующие эксперименты был большой заказ. В то же время изучением личностного компонента в моторике практически никто не занимался. У нас на факультете был такой человек — Виктор Васильевич Лебединский, который, собственно говоря, и рассказал мне про это. Виктор Васильевич интересовался особенностями психомоторики в контексте ранней диагностики эмоционального развития детей, но такие исследования были немногочисленны. По сравнению с тем, какой интерес испытывало научное сообщество к этой проблеме в те же 30-е годы, сейчас мы наблюдаем значительный спад.

Давайте перейдем непосредственно к личности. Можно ли говорить о развитости / неразвитости психомоторики у конкретного человека?

Вы знаете, все-таки таких терминов не существует. Да, мы можем говорить о психомоторике, о смысловом компоненте моторики или о связи определенных личностных характеристик и моторных компонентов, выделять их. Таких категоричных, жестких утверждений никто не делает, и нет такого понятийного аппарата. Конечно, если человек сталкивается с нарушениями мышечного тонуса, координации, это обычно свидетельствует о том, что у него есть особенности или проблемы с общим психическим, эмоциональным или интеллектуальным развитием.

Очень важным моментом здесь является пространственная ориентировка. Вообще-то именно она лежит в основе интеллектуального развития, мышления, которое сейчас всех так волнует: прообразом мышления является ориентировка человека в пространстве. Впервые эта связь была замечена нейропсихологами, и исследование ее аспектов проходило именно в рамках нейропсихологии.

Готовность детей к школе

Когда ученые начали активно изучать проблему готовности детей к школе, они попытались с психологической точки зрения разобраться, каковы все-таки причины систематической неуспеваемости, почему часть детей испытывает сложности в освоении математики или при решении логических задач? При этом нельзя говорить, что у них имеется задержка психического развития или еще какое-то ярко выраженное интеллектуальное отставание. В чем проблема: в отсутствии мотивации или в чем-то другом? Ученые разбирались и вышли на один совершенно неожиданный фактор, который назвали сформированностью пространственных представлений у ребенка.

Его нащупали двумя разными способами. С одной стороны, в процессе нейропсихологических исследований с использованием специальных методик, а с другой стороны, в ходе обучения нестандартным практикам: например, с детьми начали заниматься Ушу (китайскими боевыми искусствами) и они вдруг резко повысили свою успеваемость. Занятия Ушу привели к тому, что у детей улучшились как раз показатели сформированности пространственных представлений.

Чуть позже их стали специально диагностировать, и это позволило окончательно убедиться в существовании связи между способностью к интеллектуальным операциям и ориентировкой в пространстве. С пониманием того, как формируется интеллект, что внутренним операциям предшествуют операции во внешнем поле, приходит и понимание этой связи: если внешнее звено упускается, то о возникновении хорошей ориентировки во внутреннем плане говорить сложно.

Что такое мышление

Это, грубо говоря, способность поменять что-то местами, встать на другую позицию. Для детей, у которых не сформированы пространственные представления, операции сложения 2+3 и 3+2 будут разными событиями, они не смогут их отождествить. «От перемены мест слагаемых сумма не изменится» — сама эта мысль для них чрезвычайно сложна. Еще один пример: вы сидите ко мне лицом, но вы же представляете, что находится за вами. От того, что вы сели лицом ко мне, ничего не изменилось, пространство не исчезло, правда? Вы осознаете это, потому что имеете то самое представление о пространстве. А если бы ваш план не был так устойчиво сформирован, то для вас в момент поворота или перемещения по комнате происходило бы в каком-то смысле изменение пространства.

То есть у вас не было бы представления о нем как о некоторой стабильной величине вне зависимости от того, какую позицию вы в нем занимаете или как вы ее учитываете. Если смотреть на определенный участок местности поочередно с одной и с другой позиции, меняется только ракурс, но не изменяется сама территория. На самом деле это довольно непростые интеллектуальные операции, и они как раз связаны с тем, что было названо пространственными представлениями. Такого рода исследования проводились в 80-е годы, и спустя некоторое время нейропсихологи начали активно использовать результаты и достижения в этой области в диагностике и коррекции.

Неразвитость психомоторики

Кроме этого, когда люди говорят о развитости или неразвитости психомоторики, они связывают это также с координацией. Существует очень показательная моторная характеристика – уровень тонической регуляции (уровень тонуса). В обыденной жизни этот термин используют, когда говорят о различных телесных зажимах, в телесно-ориентированном психоанализе он связан с т.н. мышечными блоками. Об этом любят говорить в театральной педагогике, описывая ситуации, когда тело как бы «не поддается», плохо управляется. Опускаясь на физиологический, психофизиологический уровень, мы говорим о том, что это области, где возникают какие-то хронические зоны напряжения либо, наоборот, зоны пониженного тонуса.

Согласно Бернштейну, автоматическая регуляция тонуса — это самый низкий уровень регуляции движений, но именно этот уровень мы связываем с эмоциональным состоянием человека, он очень точно отражает его психоэмоциональное состояние, отношение человека к какой-либо ситуации в целом. Уровень тонической регуляции был назван в отечественной психологии познотоническим компонентом моторики. И здесь перед нами открываются перспективы какой-то помощи, коррекции, возможность положительных изменений.

Крайне важно понять, что если мы не изменяем поведение человека на этом базовом уровне (а очень часто изменения происходят только в области ментальных установок, представлений), наши старания не приносят желаемого результата, потому, что на телесном (двигательном) уровне установки остаются прежними. А их тоже надо менять, и это открывает широкие перспективы практической психологической работы.

Канд. психол. наук Аида Айламазьян

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *