Коллективизм и индивидуализм

Опубликовано

Никакой, даже самый развитый, талантливый человек не сможет жить без коллектива, в одиночку. Более того, природа человека такова, что будучи оторванным по какой-либо причине от людей, он страдает. Его не радуют успехи, и главным становится — обрести коллектив. Что же такое коллектив, почему он имеет такую силу влияния на человека?
Коллектив— это совокупность людей, связанных одними благородными целями, задачами, интересами. Подчёркиваем — благородными. У группы воров тоже общие интересы, задачи и цели, но это — не коллектив, а просто шайка или банда.

Будут ли спасать в случае опасности члены одной шайки или банды друг друга или одного, попавшего в беду? Конечно, нет. Из произведений киноискусства и художественной литературы, а также документальных источников мы знаем, что в таких случаях бандиты или воры убивают или добивают попавшего в беду, а не спасают.

И как прекрасны отношения людей-коллективистов, объединённых общими благородными целями, которые ещё больше сплачиваются в трудных условиях и опасных ситуациях! Вот когда наиболее ярко проявляется всемогущий принцип: «Один за всех, все — за одного».

Чувство коллективизма надо воспитывать у детей с самого раннего возраста. Коллективизм характерен для детей ничуть не меньше, чем взрослым. Дети тянутся друг к другу, сразу же устанавливая общность интересов в игре, в общении. Очень большое значение для них имеет дружба со сверстниками, которую для них ничто не заменит.

Принцип коллективизма

Коллективизм в работе

Дети — стихийные коллективисты, потому они и испытывают неодолимую человеческую потребность дружить и играть. Для них самое строгое наказание — остаться одному. Играй сам — говорят взрослые, не понимая, что ребёнок не может. Ему нельзя играть одному, это противоречит его натуре.

Можно возразить — какой там у детей коллективизм? Поиграли, поиграли и разошлись по домам и квартирам. Нет, именно коллектив складывается у них со своими правилами, формами взаимоотношения, ритуалами. Они даже игры выбирают по интересам, у них свой настрой, иерархия взаимоотношений, то есть у них все по канонам, настоящего коллектива. Особенно в детском саду.

Учителя начальных классов сразу замечают, откуда пришёл в первый класс ребёнок — из детского сада или из дома — и не только по успеваемости и подготовленности. Из детского сада приходят дети с развитым чувством коллективизма. Учителя также почти безошибочно устанавливают — один ребёнок в семье или больше. И, конечно, учителям начальных классов намного легче работать с детьми-коллективистами.

Коллективист чувствует себя среди людей как рыба в воде. Он раскован, без ложного стеснения может прочитать стихи, спеть, станцевать. И как замкнут, застенчив, робок ребёнок, выросший без общения со своими сверстниками. Даже самое правильное общение со взрослыми не может заменить общение с детьми.

Коллективист чувствует себя частью общества, индивидуалист оторван от людей, он ощущает только себя, занят только своими переживаниями, целями, как говорят психологи, он «зациклился на себе». В нашем обществе такие люди — аномалия, и очень трудно индивидуалисту жить среди коллективистов.

Коллективизм в истории

«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»— известный лозунг коллективиста, никогда не унывающего, всегда окружённого друзьями, не замыкающегося в своём ограниченном мирке. Воспитать такого счастливого человека — первейшая задача родителей и взрослых. Чтобы понять важность принципа коллективизма, заглянем в историю.

Можно с уверенностью сказать, что без коллективизма у первобытных людей не состоялось бы успешное развитие в сторону современного человека.

В первобытном обществе развилась первая форма коллективизма, которая была естественной и стихийной. Совместный труд, защита, общежитие, справедливое распределение пищи были невозможны без коллективизма.

В классовом обществе, в его первом типе — рабовладельческом — возникла мнимая коллективность. Очень развита такая форма коллективизма у современной буржуазии. Чем она характерна? Видимостью общих интересов, даже целей и задач, но на поверку ни один капиталист не сможет перешагнуть через свои узкокорыстные, индивидуалистические интересы.

С большой убедительностью это описано в классических произведениях Т. Драйзера, Оноре де Бальзак и других мастеров художественного слова. В наше время капиталисты дошли до апогея своего преступного безрассудства: в пылу погони за прибылями они готовы расколоть земной шар и уничтожить все живое.

Советский коллективизм — совершенно уникальное явление. Впервые в масштабах всего общества этот принцип возведён в нравственный ранг закона.
По своей природе коллективизму противоположен индивидуализм, который развивался в частнособственнических обществах.

Основы индивидуализма

Основа индивидуализма

Индивидуализм — это тоже принцип, выражающий связь личности и общества. В основу его положен приоритет личного над общественным, что в корне противоречит человеческой природе.

Индивидуализм и коллективизм — прямо противоположные личностные ориентации людей. Если рассматривать индивидуалиста с исторической точки зрения, он не имеет себе оправдания, тем более в нашем обществе. Однако, коллективиста надо воспитывать, так как в человеке, наряду со спонтанной готовностью стать и быть коллективистом, уживается и склонность к индивидуализму, эгоизму.

Тысячелетия господства эксплуататоров-индивидуалистов отравили сознание трудящихся ядом индивидуалистского сознания. Рабочий класс быстро создал новый тип коллективизма. К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в «Манифесте Коммунистической партии»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В сознании прогрессивных мыслителей прошлого возникали мысли о справедливости, равенстве, уважении к людям труда и необходимости объединять все усилия для борьбы против эксплуатации.

От чувства общности, сострадания и от проблесков понимания великой силы солидарности и коллективизма до осознания величия силы, собранной в монолит,— такова диалектика этого пролетарского принципа. В. И. Ленин писал: «Рабочему приходится искать средство дать отпор капиталисту, чтобы отстоять себя. И такое средство он находит в соединении. Бессильный в одиночку рабочий становится силой в соединении со своими товарищами, получает возможность бороться против капиталиста и дать ему отпор».

Итак, только в нашей стране впервые в истории принцип коллективизма получил своё реальное развитие. Что же такое развитый коллективизм? Это принцип, выражающий связь личности и общества, которая опирается на единство общественных и личных интересов при главенстве общественных.

Основы коллективизма

Во-первых, добровольное, осознанное подчинение личных интересов общественным. В таком осознании заключена возможность выхода из самой сложной ситуации, в которую может попасть человек. Моральный выбор в сторону интересов коллектива, общества всегда будет одобряемым, нравственным, полезным для людей и, следовательно, для каждой личности. Такой выбор не обезличивает человека, а, напротив, обогащает его общественным содержанием.

Во-вторых, отношения товарищества, взаимной помощи, ответственности, требовательности, честности, доверия, уважения — прекрасных нравственных качеств, которые могут быть развиты только у коллективиста. Сила коллектива обтачивает острые углы угрюмого нелюдимого индивидуалиста.

Слово «коллектив», знакомое с детства, закрепляется в нашем сознании всю жизнь: коллектив детского сада, школьный коллектив. Сейчас всё больше говорят о семейном коллективе.

Принцип коллективизма становится мотивом поведения человека лишь в том случае, если он превращается в чувство локтя, товарищества. Подкрепляется нравственными потребностями — стремлением делать людям добро, оказывать заботу, внимание.

Воспитание коллективизма в семье должно быть деликатным, ненавязчивым, проникнутым большой любовью к детям. В противном случае можно достичь обратного эффекта.

Статью прочитали 3 846 чел.

Задайте вопрос психологу

Задать вопрос психологуНа этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ удовлетворенности браком

Как восстановить отношенияРазработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

  • Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Верно, Неверно, Трудно сказать". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить"

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога онлайн

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *