Как научиться лучше понимать друг друга

Опубликовано

Порой даже возникает злость на человека, который просто странно реагирует на услышанное. Причиной может быть несоответствие слов и внешнего их сопровождения. Для примера можно спросить себя: «Как часто у вас получается следить за своей мимикой, телодвижениями или особенностями голоса во время разговора?». Сочетать передачу смысла и контроль за данными параметрами чаще всего, является невозможным условием общения.

Иногда, основой для отсутствия конгруэнтности служит несоответствие мыслей и слов. Если человек не верит в то, что говорит, не надо обладать интуицией или знаниями физиогномики, чтобы понять, что где то в этих словах сокрыт иной смысл. Организм очень хорошо реагирует на подобные несоответствия и предательски выдает лжеца очень заметными телесными посланиями.

Впервые двойные послания как теория неконгруэнтности были разработаны и оформлены в научную концепцию Грегори Бейтсоном. Британский ученый в 50-е годы XX века много времени уделял наблюдению за больными шизофренией. В ходе исследования он заметил один интересный эффект: матери больных, говоря, как сильно их любят, одновременно старались уйти от всякого телесного контакта.

Такой двойной посыл сбивает с толку любого, на давая, ему возможности понять, на какое из сообщений реагировать. В результате подобной неконгруэнтности, происходит дезориентация во взаимодействии и потеря контакта. Чтобы хоть как-то стабилизировать свое понимание происходящего, собеседник начинает ориентироваться на удобный для него канал восприятия.

Неконгруэнтность может проявляться и в несоответствии словесных посылов и формулировок. В начале фразы может прозвучать приказ, а затем следует предоставление свободы выбора. К примеру: «Мне хочется, чтобы ты сама приняла решение». Человек, услышавший подобное, оказывается в недоумении. Все, что он сделает самостоятельно, будет подчинено приказу. Однако, как бы ни маскировались послания, которые аннигилируют друг друга, исходят они от людей с повышенным чувством контроля.

Неконгруэнтность поведения

Первые неконгруэнтные послания декламируют родители еще в далеком детстве. Стараясь уберечь ребенка от опасности и, в то же время, предоставить ему свободу, они просто не замечают, как создают противоречивую атмосферу общения. Затем происходит проверка правильности использования отпущенной ребенку свободы. Это еще больше усугубляет положение.

Получив наставление старших и вооружившись неопределенными требованиями к поведению, человек вынужден постоянно искать совета окружающих, что граничит с потерей самостоятельности. Принятие решений только после получения наставлений чревато утерей личных предпочтений и снижением успешности всякого предпринимаемого занятия.

Психотерапевты также возводят неконгруэнтность в ранг психологических защит. Вытесненные в подсознание мысли проявляются незаметно для самого субъекта как прямые противоположности его действиям. А научить думать «правильно» очень просто, особенно в детстве. Поэтому следует внимательно присмотреться к своему внутреннему миру прежде, чем говорить о непонимании окружающих.

Можно посоветовать определить основную команду, которая будет диктоваться вами окружающему миру. Поиск может быть начат с обзора самых сильных и нереализованных желаний. Затем следует отыскать благоприятные для себя и окружающих способы их удовлетворения. И проблема разрешится сама по себе. И не стоит бояться быть прямыми в отношениях с людьми. Это гораздо лучше непонимания с их стороны.

Психолог Константин Лысенко