Как реагировать на грубость и хамство

Опубликовано

В повседневной жизни каждый человек ежедневно сталкивается с чьей-то грубостью, а то и с откровенным хамством. Нагрубить могут на работе, в магазине, в общественном транспорте, в подъезде собственного дома. К сожалению, грубость стала неким атрибутом нашей жизни. Даже в некоторых телепередачах она встречается довольно часто. Человек, воспитанный порой просто не представляет, что предпринять в подобной ситуации, теряется и никак не реагирует. Так как же поступить, если кто-то нам хамит?

Не обращать внимания

Один из советов – в данной ситуации отмолчаться, никак не реагировать. Во-первых, такая позиция обезопасит от дальнейшего негативного развития событий. Ведь нельзя предугадать, чем может закончиться простая словесная перепалка, особенно с незнакомым человеком. Во-вторых, сохраняется «жизненная энергия» человека. В-третьих, надежды на то, что грубиян сразу все осознает и извинится, практически никакой. А вот куча дополнительных оскорблений, сочувствующие или насмешливые взгляды окружающих, если ему ответить – обеспечены. На одно сказанное ему слово в ответ их будет добрый десяток. Да еще каких!

Соглашаться

Если вас в чем-то обвиняют, за что-то ругают, то один из способов пресечь дальнейшие нападки – во всем соглашаться с грубияном. С человеком, который не противостоит, не ругается в ответ, хаму становится «скучно». Он не получает желаемого удовольствия от такого «общения», не получает дополнительной энергии для себя. Ему неинтересен человек, который не реагирует бурно на его провокационные выходки. Ему важно втянуть человека в эту «разборку». В этом он большой специалист. Его задача – выплеснуть на свою «жертву» весь накопившийся негатив, унизить кого-нибудь, и тем самым, как ему кажется, повысить собственную значимость. Он будет доводить любого до стрессового состояния, только чтобы вдоволь налюбоваться самим собой. Одна фраза «Да, вы правы» может подействовать обезоруживающе.

Ответы на хамство

Угроза пожаловаться

Очень часто приходиться встречаться с грубостью людей, от которых мы ждем решения нашего вопроса. Это может быть кто угодно: инспектор дорожного движения, сотрудник УК или ЖЭУ, чиновник из администрации. Такой человек прекрасно понимает, что именно от него мы сейчас зависим. Значит, мы стерпим все, что угодно. Вот и позволяет себе и резкие слова, и откровенное издевательство. В подобной ситуации не нужно бояться. Первым делом, нужно сразу его уведомить, что на него будет подана жалоба, причем в письменном виде. И сразу же нужно вежливо спросить все его данные, начиная с фамилии и заканчивая занимаемой должностью.

При этом все это надо записывать прямо при нем, чтобы он понял всю серьезность вашего намерения. Если «хам» – сотрудник правоохранительных органов, то и номер удостоверения не будет лишним. Здесь главное – спокойствие. Это сразу остудит наглеца. У него же тоже есть начальники, а потом, он не знает круг ваших знакомых. Мало ли как все обернется, придется и отвечать.

«Вы не правы»

Довольно часто грубияны встречаются среди сослуживцев. Этот случай довольно сложный. Ведь мы постоянно сталкиваемся по рабочим вопросам, часто зависим друг от друга. Лучший вариант ответа на грубость – пообещать доложить начальнику, чтобы он сам разобрался, кто прав, а кто нет. Причем сделать это нужно в форме предложения, чтобы не заподозрили в «стукачестве». А вот если хам – начальник, то в случае грубости с его стороны нужно сразу вежливо, но твердо, поставить его на место. Если не обратить на это внимания, то он так и будет общаться в дальнейшем. Привыкнет. Кстати, это станет очень быстро известно всем, и другие коллеги не посмеют больше грубить, тем более, оскорблять.

Главное – не принимать все близко к сердцу. Лучший способ избежать стресса – переключить свои мысли с обидчика на что-нибудь приятное.

Психолог Константин Лысенко