Научение в психологии

Опубликовано
Научение в психологии

У вас есть проблемы с детками? Они истерируют, не слушаются, неуправляемы и слабообучаемы? Хотите знать истоки? Они у вас в доме…

Все время исследований человека, наука рассматривала процесс научения на педагогическом уровне, не выводя понятия этого процесса на нейрогуморальные уровни, и тем более – на уровень семейной педагогики. Как выяснили исследователи, протекает данный процесс в информационных полях психики, на уровне психосоматики, что в прежние годы наукой во внимание не бралось.

Однако, таких органов, как сознание, душа, разум, память в анатомической системе человека фактически обнаружено не было. И, тогда, процесс научения рассматривался в процентном соотношении 20/80, где 80% – находились в тени, и относились к неизведанным системам человека, а 20% – изучались на рефлекторно-поведенческом уровне. И, что самое главное, не как причина 80%-го влияния скрытых механизмов психики на поведение человека, которые никакими приборами исследовать пока невозможно.

Анализируя многие из существующих теорий научения, и ведя исследовательскую работу на базе Института Практической Психологии, г. Калининграда на протяжении 15 лет, исследователи пришли к следующим выводам: научение – это импринтинговый процесс следования опыту группы (семьи), в которой развивается ребенок с рождения до 4-5 лет, в сенситивном возрасте, до момента включения сознания, идентификации себя через свое реагирование и реагирование других членов сообщества.

Как выяснили исследователи, научение начинает формироваться на чувственно-эмоциональном фоне, перенятым ребенком с психо-эмоционального состояния матери в момент пренатального развития на базе его чувственно-эмоциональной сферы. Психическое состояние матери – волновой фон, через который идут проекции ее психических, чувственно-эмоциональных паттернов на нейтральные еще файлы психики ребенка.

Они записываются как истина в первой инстанции, как импринты, как непоколебимые истины приобретаемого чувственно-эмоционального опыта. Чувства являются системой приема и обработки информации, а эмоции являются механизмом записи информации. Их яркость в проявлении, или внутреннем переживании, формируют представления, которые становятся изначальными матрицами сличения всего происходящего в жизни в следующих процессах развития ребенка.

Психическая структура личности

В структуру личности входят психические процессы, к которым относятся: ощущение, восприятие, память, внимание, язык, речь, мышление и воображение, посредством которых переводится информация из информационного поля архетипов в виртуальный банк человека, и затем, полученный человеком опыт, возвращается в социальное поле коммуникаций, как продукт эволюции индивида.

Психоэнергетические свойства, к которым относятся: эмоции, чувства, воля, представляющие собой силу, движущую любого вида деятельность определяют направленность личности – экзистенциальную или социальную. Экзистенциальная личность включает в себя мотивы и потребности, исходящие из программы жизни человека, его духовно-эволюционное развитие. А социальная личность – направлена на выживание и адаптацию к социальным условиям жизнедеятельности (через потребление продуктов социальной среды). Это называется самостным стилем жизни – то есть, потребительским.

Рассматривая такие структуры, как способность, темперамент, характер и задатки, можно сказать, что задатки имеют отношение к экзистенции (волновым излучениям Вселенной, собранным в человеке в определенную группу электромагнитного поля). А темперамент – это матрица человеческого вида с определенными задатками к индивиду. Темперамент отражает прерогативную функцию нервной системы, посредством которой человек будет осваивать мир трехмерного пространства, а характер и способности – к личности (как к уже сформированным характерным моделям реагирования и самопроявления.

Характер

О характере человека вообще можно сказать: признак характера – это заболевание, которым человек показывает свои искажения. Характер это совокупность психических особенностей данного индивида, проявляющаяся в его действиях, поведении. Структура характера – это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), определяющие способ, которым человек презентирует себя миру, основные жизненные позиции, в рамках которых он чувствует, мыслит, действует.

Характер формируется с детства, как способ регуляции и воздействия любого рода и вида раздражителей. А тип и структура характера, формируется в пренатальном периоде жизни посредством психоэмоционального состояния матери, передаваемого ребенку, когда мать эмоционально реагирует на семью, близких, окружение.

Фактически, любой тип характера, будучи застывшим способом реагирования, деформирует развитие и качество жизни личности, ограничивает ее здоровье и благополучие. Поэтому эволюционное развитие любой личности затрагивает психологическую коррекцию характера человека – то есть работу с его прошлыми травмами, через призму которых он, так или иначе, реагирует на окружающий мир в определенно избранном типе реагирования, или определенной роли сформированной научением. Научение является процессом формирования четко обозначенных критериев реагирования, принимаемых ребенком на веру и верящих этим моделям беспрекословно, часто на протяжении всей жизни.

Большую проблему общества раскрывают зависимые состояния: игромания, алкоголизм, наркомания, стяжательство, поиск справедливости. Определяются эти состояния, как вид искажения внутриличностного банка индивида. Он же формирует и мотивации.

Бессознательная мотивация

Мотивация является сама по себе нейтральной константой в матрице человека. Но проявляться будут те мотивы, и подспудно, тот вид мотиваций, который обусловлен ведущей функцией нервной системы. Это значит, что у человека с темпераментом меланхолика, ведущим функцией нервной системы будет логика. Эти люди всегда будут стремиться, и соблюдать, букву закона, стандарты, будут поклоняться авторитетам, вычислениям, ограничениям, рамкам, морали, законам и т.д. Люди с темпераментом сангвиника, даже не осознавая этого, всегда буду стремиться в будущее, к руководству и управлению, командованию, стратегиям, новшествам, лидированию. Прерогативная функция нервной системы у них – воля. Они всегда стремятся реализовать волевые акты.

Установки, убеждения, разного рода сопротивления, проявляемые детьми и подростками – это стили поведения, воспитанные родителями и обществом. Они проистекают из процесса научения, воспитания, образования. Но сформированные стили поведения во взрослом возрасте могут измениться, если поле мотиваций (подсознательные импринты) сформированы качественно и на высоком уровне чести и духовности.

Мотивации в основном бессознательны. Значит, они идут из-под сознания. Часть подсознательных механизмов подчиняется психогенетическим импринтам, сформированным в пренатальном периоде жизни или переданным родителями на генетическом уровне. То есть в то время, когда ребенок не мог осознавать происходящего и принял образцы чувственно-эмоционального (волнового) излучения на клеточном уровне.

Именно чувства и эмоциональные переживания будут потом определять его выбор при столкновении с реальностью жизни. Говорят, “…яблочко от яблоньки не далеко катится…”. За этим стоит великая мудрость человечества – дети отражают через себя внутренний подсознательный банк родителей. Длительные психологические наблюдения за проблемами родителей и детей показали: “Хочешь узнать человека, пообщайся с его ребенком”.

Продолжение в статье Инфантильное поведение детей

Психолог Яна Ноймайер