Научение в психологии

Опубликовано

У вас есть проблемы с детками? Они истерируют, не слушаются, неуправляемы и слабообучаемы? Хотите знать истоки? Они у вас в доме…

Все время исследований человека, наука рассматривала процесс научения на педагогическом уровне. Однако она не выводила понятия этого процесса на нейрогуморальные уровни, и тем более – на уровень семейной педагогики. Как выяснили исследователи, протекает данный процесс в информационных полях психики, на уровне психосоматики. Это в прежние годы наукой во внимание не бралось.

Однако, таких органов, как сознание, душа, разум, память в анатомической системе человека фактически обнаружено не было. И, тогда, процесс научения рассматривался в процентном соотношении 20/80. Где 80% – находились в тени, и относились к неизведанным системам человека, а 20% – изучались на рефлекторно-поведенческом уровне. И, что самое главное, не как причина 80%-го влияния скрытых механизмов психики на поведение человека, которые никакими приборами исследовать пока невозможно.

Ученые анализировали многие из существующих теорий научения. Вели исследовательскую работу на базе Института Практической Психологии, г. Калининграда на протяжении 15 лет. В результате исследователи пришли к следующим выводам: научение – это импринтинговый процесс следования опыту группы (семьи). В этом процессе развивается ребенок с рождения до 4-5 лет, в сенситивном возрасте, до момента включения сознания. Он идентифицирует себя через свое реагирование и реагирование других членов сообщества.

Как выяснили исследователи, научение начинает формироваться на чувственно-эмоциональном фоне. Этот фон ребенок перенимает с психо-эмоционального состояния матери в момент пренатального развития на базе его чувственно-эмоциональной сферы. Психическое состояние матери – волновой фон. Именно через него идут проекции ее психических, чувственно-эмоциональных паттернов на нейтральные еще файлы психики ребенка.

Они записываются как истина в первой инстанции, как импринты. Как непоколебимые истины приобретаемого чувственно-эмоционального опыта. Чувства являются системой приема и обработки информации. Эмоции являются механизмом записи информации. Их яркость в проявлении, или внутреннем переживании, формируют представления. Они становятся изначальными матрицами сличения всего происходящего в жизни в следующих процессах развития ребенка.

Психическая структура личности

В структуру личности входят многие психические процессы. Это ощущение, восприятие, память, внимание, язык, речь, мышление и воображение. Посредством этих процессов переводится информация из информационного поля архетипов в виртуальный банк человека. Затем, полученный человеком опыт, возвращается в социальное поле коммуникаций, как продукт эволюции индивида.

Психоэнергетические свойства, к которым относятся эмоции, чувства, воля, представляют собой силу, движущую любого вида деятельность. Она определяет направленность личности – экзистенциальную или социальную. Экзистенциальная личность включает в себя мотивы и потребности. Исходят они из программы жизни человека, его духовно-эволюционного развития. А социальная личность – направлена на выживание и адаптацию к социальным условиям жизнедеятельности. Это происходит через потребление продуктов социальной среды. А называется это самостным стилем жизни – то есть, потребительским.

Рассматривая такие структуры, как способность, темперамент, характер и задатки. Можно сказать, что задатки имеют отношение к экзистенции. Это волновые излучения Вселенной, собранные в человеке в определенную группу электромагнитного поля. А темперамент – это матрица человеческого вида с определенными задатками к индивиду. Темперамент отражает прерогативную функцию нервной системы. Функцию, посредством которой человек будет осваивать мир трехмерного пространства. Характер и способности – к личности, как к уже сформированным характерным моделям реагирования и самопроявления.

Характер

О характере человека вообще можно сказать: признак характера – это заболевание, которым человек показывает свои искажения. Характер это совокупность психических особенностей данного индивида, проявляющаяся в его действиях, поведении. Структура характера – это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), определяющие способ, которым человек презентирует себя миру, основные жизненные позиции, в рамках которых он чувствует, мыслит, действует.

Характер формируется с детства, как способ регуляции и воздействия любого рода и вида раздражителей. А тип и структура характера, формируется в пренатальном периоде жизни посредством психоэмоционального состояния матери, передаваемого ребенку, когда мать эмоционально реагирует на семью, близких, окружение.

Фактически, любой тип характера, будучи застывшим способом реагирования, деформирует развитие и качество жизни личности, ограничивает ее здоровье и благополучие. Поэтому эволюционное развитие любой личности затрагивает психологическую коррекцию характера человека – то есть работу с его прошлыми травмами, через призму которых он, так или иначе, реагирует на окружающий мир в определенно избранном типе реагирования, или определенной роли сформированной научением. Научение является процессом формирования четко обозначенных критериев реагирования, принимаемых ребенком на веру и верящих этим моделям беспрекословно, часто на протяжении всей жизни.

Большую проблему общества раскрывают зависимые состояния: игромания, алкоголизм, наркомания, стяжательство, поиск справедливости. Определяются эти состояния, как вид искажения внутриличностного банка индивида. Он же формирует и мотивации.

Бессознательная мотивация

Мотивация является сама по себе нейтральной константой в матрице человека. Но проявляться будут те мотивы, и подспудно, тот вид мотиваций, который обусловлен ведущей функцией нервной системы. Это значит, что у человека с темпераментом меланхолика, ведущим функцией нервной системы будет логика. Эти люди всегда будут стремиться, и соблюдать, букву закона, стандарты, будут поклоняться авторитетам, вычислениям, ограничениям, рамкам, морали, законам и т.д. Люди с темпераментом сангвиника, даже не осознавая этого, всегда буду стремиться в будущее, к руководству и управлению, командованию, стратегиям, новшествам, лидированию. Прерогативная функция нервной системы у них – воля. Они всегда стремятся реализовать волевые акты.

Установки, убеждения, разного рода сопротивления, проявляемые детьми и подростками – это стили поведения, воспитанные родителями и обществом. Они проистекают из процесса научения, воспитания, образования. Но сформированные стили поведения во взрослом возрасте могут измениться, если поле мотиваций (подсознательные импринты) сформированы качественно и на высоком уровне чести и духовности.

Мотивации в основном бессознательны. Значит, они идут из-под сознания. Часть подсознательных механизмов подчиняется психогенетическим импринтам, сформированным в пренатальном периоде жизни или переданным родителями на генетическом уровне. То есть в то время, когда ребенок не мог осознавать происходящего и принял образцы чувственно-эмоционального (волнового) излучения на клеточном уровне.

Именно чувства и эмоциональные переживания будут потом определять его выбор при столкновении с реальностью жизни. Говорят, “…яблочко от яблоньки не далеко катится…”. За этим стоит великая мудрость человечества – дети отражают через себя внутренний подсознательный банк родителей. Длительные психологические наблюдения за проблемами родителей и детей показали: “Хочешь узнать человека, пообщайся с его ребенком”.

Продолжение в статье Инфантильное поведение детей

Психолог Яна Ноймайер