Психологические приёмы убеждения

Опубликовано

Целью информационного обеспечения деятельности любой организации, коммерческой компании, целого государства или отдельно взятой личности является изменение общественного мнения в отношении самого субъекта, его партнеров (друзей) и его оппонентов (противников).

В данном процессе специалисты – PR-менеджеры, имиджмейкеры, политтехнологи, журналисты – для воздействия на внешнюю аудиторию используют различные методы и приёмы. Как правило они значительно повышают эффективность информационного влияния на сознание масс, ими пользуются определённые СМИ. Давайте познакомимся с этими приёмами.
В основе методов убеждения лежит логическое упорядочивание фактов. Обозначим приёмы эффективного убеждения:

Фрагментарность подачи. Это дробление информации, которая придает ей видимость разносторонности и оперативности, путем акцентирования на фактах. Факты подобраны для достижения целей информационного воздействия. Например: необходимо постоянно рассказывать о положительных политических достижениях и фактах из истории, не упоминая про экономические проблемы и трудности. Таким образом, возникает стойкое ощущение о том, что слушатели (зрители) живут в самой «правильной», «морально-традиционной» стране мира.

Ритуализация. Это показ официальных процедур, приёмов, встреч, совещаний. Аудитория ощущает важность момента, значимость происходящего. Видит активные действия организаторов данных кампаний. Не столь важно – по какому поводу лидер посещал другую страну, либо предприятие, важно – что именно ОН сделал это и именно в этот момент. Пусть аудитория сама додумывает значимость этого события. На самом деле – лидер фактически посетил своих родственников, живущих в этом городе. Возможно, посмотрел – как работают сотрудники на предприятии, чьими акциями он владеет.

Персонализация. Она акцентирует внимание не на смысле событий, а на носителях – авторитетных фигурах. Само присутствие важной персоны придаёт какой-то авторитет и самому событию. В свою очередь, лишнее появление в СМИ поддерживает имидж упомянутой персоне. Кто-то из депутатов, либо крупных чиновников посетил премьеру нового фильма. Что это значит? А значит, что этот фильм должен иметь некий общественно-политический резонанс. Хотя на самом деле его туда случайно «затащили» собственные дети, либо супруга.

Пропаганда и внушение

Вторая группа методов, в отличие от убеждения, часто используется в рамках пропаганды. Её целью является увеличение числа сторонников отдельной партии, её лидера, общественного движения или компании. В основе внушения лежит процесс передачи логически недоказуемых идей. Снижение критичности при восприятии информации.

Примеры эффективного воздействия

  • Свидетельство

Ситуация, когда информацию передаёт человек, которого уважают или недолюбливают в данной аудитории. Либо личность, идентифицировать которую фактически невозможно. К примеру: «По свидетельствам очевидцев, марш оппозиции прошел вяло и при небольшом количестве участников». Кто эти очевидцы – мы не узнаем никогда. При этом, те, кто на этом мероприятии не присутствовали, воспринимают теперь это событие как весьма незначительное.

  • Наклеивание ярлыков

Весьма эффективный приём. Достаточно просто окрестить одного человека «нарушителем закона», «имеющим судимость». Можно показать видео из сауны с человеком «похожим на…». После чего можно смело ставить крест на его дальнейшем продвижении в качестве значимого общественного деятеля. И наоборот – выставить фото со спортивных состязаний, рыбалки, охоты и других подобных мероприятий. Подчеркнуть отличную физическую форму директора компании или кандидата в депутаты. Озвучить позитивные «ярлыки» – спортсмен, семьянин, успешный политик.

  • Яркое обобщение

Этот метод использования символизма. Конкретная вещь называется обобщённым понятием с позитивной эмоциональной окраской. Например: «демократические ценности», «интересы организации», «по просьбам трудящихся». Здесь трудно придраться к чему-то, поскольку эти понятия достаточно размытые. Простой пример: «по просьбам населения, цены на продукты и медикаменты стали фиксированными», и произошло это после их значительного повышения в связи с курсом иностранной валюты. Или «в связи с требованиями работников предприятия, вводится шестидневная рабочая неделя, вместо пятидневной с сохранением прежнего уровня заработной платы». Кто просил это сделать – остается за кадром….

  • Игра в простонародность (популизм)

Цель её – показать близость к народу, рабочим с помощью бытовой домашней обстановки, простой одежды. Используют упрощение языка общения, рукопожатия при встречах. Особенно ярко работаем в ситуации, когда надо показать (продекларировать) свои доходы: «живем с женой в хрущевке», «имею в собственности автомобиль «Жигули», «владею участком земли в шесть соток». Такие фразы создают у народа впечатления близости к руководителям крупных компаний, корпораций, общественных и политических деятелей. Иногда так и хочется начать собирать деньги им на бензин!

Методы составления рейтинга

Делается акцент на итоги «якобы» проведенные исследования, с помощью которых формируется общественное мнение на то, или иное событие. К примеру: «98% процентов избирателей готовы проголосовать за нашу партию» (возникает вопрос – а зачем тогда вообще идти на выборы – и часть избирателей не идет на них), либо «85% жителей нашего города поддерживают решение о сносе данного памятника», и так далее. Не все пользователи данных СМИ знают, что при обозначении результатов исследований, всегда должны быть озвучены статистические данные – где проводилось исследование (регион), какое количество людей было опрошено, какого возраста, профессии, уровня доходов и политических взглядов.

Есть ли механизмы защиты от данных приёмов информационного воздействия? Конечно, есть – это развитое у каждого человека критическое мышление как способ анализа, при котором личность ставит под сомнение поступающую извне к ней информацию. Переход к такому типу мышления в том или ином сообществе, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой для начала цивилизационного развития данного общества.

Методы обучения сотрудников

В какой бы области профессиональной деятельности Вы не работали, какое бы «свое дело» не делали – Вы всегда сталкиваетесь с конкуренцией («состязательностью на рынке» – по определению словаря экономических терминов). Как показывает опыт развития наиболее успешных компаний городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми – одним из базовых условий конкурентоспособности на рынке является профессионализм персонала.

Инвестиции в обучение сотрудников – один из наиболее выгодных видов вложения капитала (по разным исследованиям на 1 рубль, вложенный в обучение сотрудников, приходится от 4 до 6 рублей прибыли/мес).

На самом деле вложения в развитие кадров – это инвестиции. А как можно по-другому назвать расходы, позволяющие получить прирост производительности, увеличение количества клиентов за счет повышения качества их обслуживания? Есть простой критерий: если вложенный капитал растет и приумножается – это инвестиции. Успешные, конкурентоспособные фирмы и организации, также нуждаются в дальнейшем развитии персонала, в проведении процедур аттестации, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

В условиях интенсивного становления и развития современного рынка, руководитель уже не может рассчитывать только на способности и базовое образование своих сотрудников. Компании приходится постоянно адаптироваться к реальностям изменяющегося бизнеса, идти в ногу с новыми знаниями, технологиями, требованиям рынка. И в этой ситуации становится актуальной проблема выбора наиболее эффективной формы обучения для повышения квалификации сотрудников. Результаты опроса руководителей ведущих отечественных компаний выявили следующие критерии эффективности современных форм бизнес-обучения персонала:

Критерии эффективности обучения

  • краткосрочность
  • финансовая целесообразность (с учетом позиции: время – деньги)
  • возможность организации обучения на рабочем месте
  • ориентированность на проблемы, возникающие в работе данной компании
  • возможность получения от преподавателей независимой экспертной оценки личностного и профессионального потенциала сотрудников

При этом важно учитывать основные особенности учебного процесса для взрослых:

  • взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения
  • взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности
  • именно, взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег
  • взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели
  • именно взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения
  • у взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.)
  • процесс обучения взрослого человека должен быть организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего

Наши немецкие коллеги сформулировали ряд важных принципов, которые мы используем, в качестве базовых, при планировании и организации процесса бизнес-обучения специалистов различного уровня и категорий.

Стратегия обучения сотрудников

Результаты обучения должны быть открытыми. Результативность совместной работы выше, когда есть множество возможных решений, а не один правильный ответ.

Личностная значимость обучения должна быть достаточно высокой. Нужно принимать во внимание опыт участников, их жизненный стиль, их понимание самих себя и окружающего мира.

Нужно акцентировать внутреннюю мотивацию. Способность к творчеству и готовность к сотрудничеству повышаются, когда участники совместной деятельности чувствуют, что их обучение зависит от них самих.

Временные рамки выполнения заданий не должны быть слишком жесткими. Мозг не работает по 30-ти или 60-ти минутным циклам. Отдельные этапы обучения требуют гибких временных границ и смены форм обучения. Чем более открыты временные рамки, тем глубже обучение и тем сильнее индивидуальные изменения.

Задания должны представлять собой посильный «вызов». Участники должны знать, что в случае необходимости они смогут получить поддержку со стороны модераторов. Самые успешные ищут себе задания в зоне своего «ближайшего развития». Они достигают большего, так как усложняют цели медленно и постоянно, по частям, чтобы на каждом этапе развития успех был наиболее вероятен.

Эффективность обучения достигается, в том числе, работой с Заказчиком по четкому алгоритму, включающему в себя:

  • предварительную организацию обучения
  • обсуждение опыта участников
  • представление нового знания
  • освоение новых знаний на практике
  • активное оценивание
  • перенос в повседневную жизнь

Если компания настроена на стабильное развитие, то Вам необходимо осознавать, что постоянное совершенствование профессионализма Ваших сотрудников – и есть основной путь к лаврам победителя среди конкурентов.

Глазырин А. В. Шерсткин К. А.

Статью прочитали 561 чел.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога онлайн

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *