Психологические приёмы убеждения

Опубликовано

Целью информационного обеспечения деятельности любой организации, коммерческой компании, целого государства или отдельно взятой личности является изменение общественного мнения в отношении самого субъекта, его партнеров (друзей) и его оппонентов (противников).

В данном процессе специалисты – PR-менеджеры, имиджмейкеры, политтехнологи, журналисты – для воздействия на внешнюю аудиторию используют различные методы и приёмы. Как правило они значительно повышают эффективность информационного влияния на сознание масс, ими пользуются определённые СМИ. Давайте познакомимся с этими приёмами.
В основе методов убеждения лежит логическое упорядочивание фактов. Обозначим приёмы эффективного убеждения:

Фрагментарность подачи. Это дробление информации, которая придает ей видимость разносторонности и оперативности, путем акцентирования на фактах. Факты подобраны для достижения целей информационного воздействия. Например: необходимо постоянно рассказывать о положительных политических достижениях и фактах из истории, не упоминая про экономические проблемы и трудности. Таким образом, возникает стойкое ощущение о том, что слушатели (зрители) живут в самой «правильной», «морально-традиционной» стране мира.

Ритуализация. Это показ официальных процедур, приёмов, встреч, совещаний. Аудитория ощущает важность момента, значимость происходящего. Видит активные действия организаторов данных кампаний. Не столь важно – по какому поводу лидер посещал другую страну, либо предприятие, важно – что именно ОН сделал это и именно в этот момент. Пусть аудитория сама додумывает значимость этого события. На самом деле – лидер фактически посетил своих родственников, живущих в этом городе. Возможно, посмотрел – как работают сотрудники на предприятии, чьими акциями он владеет.

Персонализация. Она акцентирует внимание не на смысле событий, а на носителях – авторитетных фигурах. Само присутствие важной персоны придаёт какой-то авторитет и самому событию. В свою очередь, лишнее появление в СМИ поддерживает имидж упомянутой персоне. Кто-то из депутатов, либо крупных чиновников посетил премьеру нового фильма. Что это значит? А значит, что этот фильм должен иметь некий общественно-политический резонанс. Хотя на самом деле его туда случайно «затащили» собственные дети, либо супруга.

Пропаганда и внушение

Вторая группа методов, в отличие от убеждения, часто используется в рамках пропаганды. Её целью является увеличение числа сторонников отдельной партии, её лидера, общественного движения или компании. В основе внушения лежит процесс передачи логически недоказуемых идей. Снижение критичности при восприятии информации.

Примеры эффективного воздействия

  • Свидетельство

Ситуация, когда информацию передаёт человек, которого уважают или недолюбливают в данной аудитории. Либо личность, идентифицировать которую фактически невозможно. К примеру: «По свидетельствам очевидцев, марш оппозиции прошел вяло и при небольшом количестве участников». Кто эти очевидцы – мы не узнаем никогда. При этом, те, кто на этом мероприятии не присутствовали, воспринимают теперь это событие как весьма незначительное.

  • Наклеивание ярлыков

Весьма эффективный приём. Достаточно просто окрестить одного человека «нарушителем закона», «имеющим судимость». Можно показать видео из сауны с человеком «похожим на…». После чего можно смело ставить крест на его дальнейшем продвижении в качестве значимого общественного деятеля. И наоборот – выставить фото со спортивных состязаний, рыбалки, охоты и других подобных мероприятий. Подчеркнуть отличную физическую форму директора компании или кандидата в депутаты. Озвучить позитивные «ярлыки» – спортсмен, семьянин, успешный политик.

  • Яркое обобщение

Этот метод использования символизма. Конкретная вещь называется обобщённым понятием с позитивной эмоциональной окраской. Например: «демократические ценности», «интересы организации», «по просьбам трудящихся». Здесь трудно придраться к чему-то, поскольку эти понятия достаточно размытые. Простой пример: «по просьбам населения, цены на продукты и медикаменты стали фиксированными», и произошло это после их значительного повышения в связи с курсом иностранной валюты. Или «в связи с требованиями работников предприятия, вводится шестидневная рабочая неделя, вместо пятидневной с сохранением прежнего уровня заработной платы». Кто просил это сделать – остается за кадром….

  • Игра в простонародность (популизм)

Цель её – показать близость к народу, рабочим с помощью бытовой домашней обстановки, простой одежды. Используют упрощение языка общения, рукопожатия при встречах. Особенно ярко работаем в ситуации, когда надо показать (продекларировать) свои доходы: «живем с женой в хрущевке», «имею в собственности автомобиль «Жигули», «владею участком земли в шесть соток». Такие фразы создают у народа впечатления близости к руководителям крупных компаний, корпораций, общественных и политических деятелей. Иногда так и хочется начать собирать деньги им на бензин!

Методы составления рейтинга

Делается акцент на итоги «якобы» проведенные исследования, с помощью которых формируется общественное мнение на то, или иное событие. К примеру: «98% процентов избирателей готовы проголосовать за нашу партию» (возникает вопрос – а зачем тогда вообще идти на выборы – и часть избирателей не идет на них), либо «85% жителей нашего города поддерживают решение о сносе данного памятника», и так далее. Не все пользователи данных СМИ знают, что при обозначении результатов исследований, всегда должны быть озвучены статистические данные – где проводилось исследование (регион), какое количество людей было опрошено, какого возраста, профессии, уровня доходов и политических взглядов.

Есть ли механизмы защиты от данных приёмов информационного воздействия? Конечно, есть – это развитое у каждого человека критическое мышление как способ анализа, при котором личность ставит под сомнение поступающую извне к ней информацию. Переход к такому типу мышления в том или ином сообществе, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой для начала цивилизационного развития данного общества.

Методы обучения сотрудников

В какой бы области профессиональной деятельности Вы не работали, какое бы «свое дело» не делали – Вы всегда сталкиваетесь с конкуренцией («состязательностью на рынке» – по определению словаря экономических терминов). Как показывает опыт развития наиболее успешных компаний городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми – одним из базовых условий конкурентоспособности на рынке является профессионализм персонала.

Инвестиции в обучение сотрудников – один из наиболее выгодных видов вложения капитала (по разным исследованиям на 1 рубль, вложенный в обучение сотрудников, приходится от 4 до 6 рублей прибыли/мес).

На самом деле вложения в развитие кадров – это инвестиции. А как можно по-другому назвать расходы, позволяющие получить прирост производительности, увеличение количества клиентов за счет повышения качества их обслуживания? Есть простой критерий: если вложенный капитал растет и приумножается – это инвестиции. Успешные, конкурентоспособные фирмы и организации, также нуждаются в дальнейшем развитии персонала, в проведении процедур аттестации, подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

В условиях интенсивного становления и развития современного рынка, руководитель уже не может рассчитывать только на способности и базовое образование своих сотрудников. Компании приходится постоянно адаптироваться к реальностям изменяющегося бизнеса, идти в ногу с новыми знаниями, технологиями, требованиям рынка. И в этой ситуации становится актуальной проблема выбора наиболее эффективной формы обучения для повышения квалификации сотрудников. Результаты опроса руководителей ведущих отечественных компаний выявили следующие критерии эффективности современных форм бизнес-обучения персонала:

Критерии эффективности обучения

  • краткосрочность
  • финансовая целесообразность (с учетом позиции: время – деньги)
  • возможность организации обучения на рабочем месте
  • ориентированность на проблемы, возникающие в работе данной компании
  • возможность получения от преподавателей независимой экспертной оценки личностного и профессионального потенциала сотрудников

При этом важно учитывать основные особенности учебного процесса для взрослых:

  • взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения
  • взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности
  • именно, взрослый обладает опытом, который может быть использован как при его обучении, так и при обучении коллег
  • взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели
  • именно взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения
  • у взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.)
  • процесс обучения взрослого человека должен быть организован в виде совместной деятельности обучаемого и обучающего

Наши немецкие коллеги сформулировали ряд важных принципов, которые мы используем, в качестве базовых, при планировании и организации процесса бизнес-обучения специалистов различного уровня и категорий.

Стратегия обучения сотрудников

Результаты обучения должны быть открытыми. Результативность совместной работы выше, когда есть множество возможных решений, а не один правильный ответ.

Личностная значимость обучения должна быть достаточно высокой. Нужно принимать во внимание опыт участников, их жизненный стиль, их понимание самих себя и окружающего мира.

Нужно акцентировать внутреннюю мотивацию. Способность к творчеству и готовность к сотрудничеству повышаются, когда участники совместной деятельности чувствуют, что их обучение зависит от них самих.

Временные рамки выполнения заданий не должны быть слишком жесткими. Мозг не работает по 30-ти или 60-ти минутным циклам. Отдельные этапы обучения требуют гибких временных границ и смены форм обучения. Чем более открыты временные рамки, тем глубже обучение и тем сильнее индивидуальные изменения.

Задания должны представлять собой посильный «вызов». Участники должны знать, что в случае необходимости они смогут получить поддержку со стороны модераторов. Самые успешные ищут себе задания в зоне своего «ближайшего развития». Они достигают большего, так как усложняют цели медленно и постоянно, по частям, чтобы на каждом этапе развития успех был наиболее вероятен.

Эффективность обучения достигается, в том числе, работой с Заказчиком по четкому алгоритму, включающему в себя:

  • предварительную организацию обучения
  • обсуждение опыта участников
  • представление нового знания
  • освоение новых знаний на практике
  • активное оценивание
  • перенос в повседневную жизнь

Если компания настроена на стабильное развитие, то Вам необходимо осознавать, что постоянное совершенствование профессионализма Ваших сотрудников – и есть основной путь к лаврам победителя среди конкурентов.

Глазырин А. В. Шерсткин К. А.

Статью прочитали 640 чел.

Задайте вопрос психологу

На этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная, анонимная и конфиденциальная

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога онлайн

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *