Психомоторное развитие у взрослых

Опубликовано

Понятно, что существуют специальные занятия, практики, где задействованы движения человека. Очевидно, они будут его развивать. Какие-то занятия будут улучшать скорее только физическую форму человека. Какие-то будут развивать его и психологически тоже, поэтому практики практикам рознь. Отсюда возникают так называемые психологические или психодвигательные тренинги. Я не случайно рассказала о китайской гимнастике Ушу. Это яркий пример практики, в которой активно задействуется образ, внутреннее движение. В ней присутствует мощная психологическая составляющая, включается эмоциональная регуляция движения.

Если вы по утрам просто поднимаете гантели или занимаетесь на тренажере, накачиваете свои мышцы, тот самый психологический компонент практически не участвует, понимаете? Поэтому не любая практика, не любой тренинг будет человека развивать. А что будет? Такая деятельность, которая будет включать человека целостно, и чем более целостна эта практика, тем лучше. Например, можно отдельно тренировать пространственные представления, ставить какие-то сложные координационные задачи. Самое простое задание – попросить человека безымянным пальцем правой руки достать до мизинца на левой ноге, и он должен очень быстро сообразить и выполнить это задание. Или сделать одновременно несколько движений.

Особенно полезны движения перекрестного плана, потому что здесь присутствует координация между работой левой и правой частей тела, тренируются межполушарные связи. Но те практики, которыми я интересовалась, занималась и занимаюсь до сих пор – они включают ярко-эмоциональный компонент движения. Для того чтобы его подключить, простого движения и координации недостаточно – это должно быть выразительное движение, которым вы хотите что-то сказать или выразить какое-то чувство, переживание. Соответственно, это будут музыкально-двигательные, танцевальные практики – те виды деятельности, где человек учится выражать свои чувства и эмоции. При этом задействуется абсолютно все: и интеллект, и пространственная ориентировка, и движения, и переживания, и образ. Такие занятия, безусловно, будут развивать человека как целое наиболее мощно.

Психомоторика и сенсорные процессы

Возьмем интеллектуальную сторону жизнедеятельности человека: с раннего возраста основной упор делается на нее, эмоциональная жизнь вообще в загоне, она очень плохо развивается. Она не предусмотрена ни в процессе обучения, ни при планировании досуга – идет постоянная нагрузка на интеллект, на запоминание. У детей с малых лет развивается исключительно рациональная сторона. Сейчас у людей такое количество проблем с телом, что приходится овладевать лечебной физкультурой – становится страшно работать! Человек не может ни согнуться, ни прыгнуть, то есть не может выполнить те психомоторные нормативы, которые раньше выполнялись без труда.

У современных детей наблюдается очень сильное отставание по этим показателям: если сравнивать с теми же 20-ми, 30-ми годами, нормативы просто другие. И если по уровню интеллектуального развития мы опережаем прошлые поколения, то физическое развитие оставляет желать лучшего. У нас дети не делают подскок. По-хорошему, уже в 4 года они должны скакать. Но дети сейчас не скачут, мы обучаем их подскоку «нечеловеческими» усилиями. Более того, приходят взрослые люди, которые тоже не в состоянии сделать подскок: они не могут вспомнить это движение, и это не смешно. Я уже говорила об уровне тонуса. К примеру, гипертонус стопы сейчас широко распространен среди детей, он уже стал привычным, хотя раньше это считалось тревожным знаком.

Так что с этой стороны у нас есть очень много проблем. Но опять же, вы можете начать заниматься простой гимнастикой, физкультурой, а можете попробовать включиться в такую деятельность, которая развивала бы вас целиком, которая была бы осмысленна, требовала подключения вашего образного мышления. И тогда возникает другая внутренняя работа, и польза для психологического развития совершенно другая, потому что мы с вами, ко всему прочему, внутри этой деятельности решаем массу эмоциональных проблем. Это внешне она как бы физическая, но внутренне происходит очень напряженная психологическая работа.

Особенности психомоторики

То есть, если сравнивать силовые тренировки в тренажерном зале с боевыми искусствами, то последние более предпочтительны?

Вы знаете, нет никакой панацеи. И я не придерживаюсь точки зрения о том, что надо что-либо исключать, главное – понимать направленность каждой деятельности. Одна работа не исключает другую, более того, многие вещи взаимно дополняют друг друга. В этом плане я не настроена как-то радикально: просто это не очень жизнеспособно. Даже самое хорошее дело, когда оно начинает насаждаться, превращается во что-то не очень приятное. Исторический опыт учит тому, что не стоит прибегать к политике исключения. В истории наших танцевальных практик тому свидетельств достаточно.

Например, в начале прошлого века, в 20-е годы, у нас было очень много интересных студий и направлений, было много поиска, люди занимались свободной пластикой, которая мне также интересна. Но однажды все течения были закрыты, потому что балет был признан единственным правильным направлением танцевального искусства, а все остальное – неправильным. На этой основе закрыли все школы свободного танца, школы пластического танца, огромное количество студий, лабораторий, которые стали исследовать новые направления. Мы были впереди планеты всей! И на долгие годы все это было запрещено, мы значительно откатились назад.

Балет существует как сценическое искусство, а то, что мы делаем, преследует другие цели и задачи. Если у вас есть свободное время и возможность покачаться в спортзале – то лучше идите и покачайтесь, чем ничего не делать. А то мы сейчас скажем: «Вы знаете, это не приносит результата», и люди подумают: «Действительно, зачем я пойду качаться, это же бесполезно». Да, но если вы вообще ничего не делаете – не бегаете, не плаваете, не ходите в горы, еще и железо не поднимаете – то лучше, чтобы хоть железо ворочали.

В чем проблема профессиональных бодибилдеров? В том, что форма, которую приобретает тело, начинает быть ведущим мотивом, а не средством. Форма тела не может быть самоцелью, потому что главная цель – здоровье, гармоничное развитие. Ты должен что-то уметь делать с помощью своего тела, чему-то служить ему.

Музыкально танцевальное занятие

Эстетической привлекательности?

Что такое прекрасное? Прекрасное – это когда мы видим прекрасного изнутри человека, и это полноценно отражено в его облике. Это идея совершенного, гармоничного человека, которая берет свое начало в греческой культуре. То есть когда его внутреннее совершенство выражено в теле во всей его полноте, по крайней мере, человек к этому движется. И я бы все-таки настаивала на этом единстве, а не на разрыве. Можно добиваться такого разрыва и создавать очень красивый антураж, не заботясь о внутреннем содержании. Мне не хочется идти по этому пути, и, соответственно, моя задача заключается в том, чтобы помочь человеку осознать ущербность такого пути.

Он ведет его не к целостности, а к конфликту, к разорванности существования, когда его чувства, внутренний мир со временем скукоживаются как шагреневая кожа. Если вы его не развиваете, постоянно не подпитываете – он умирает. Зацикленность на внешнем облике приведет вас либо к психотерапевту, либо куда-нибудь хуже. Это ложь самому себе, вакуум, в котором человек начинает жить, потому что теряется смысл. Эстетика очень важна, но такая эстетика, которая основана на чувстве единства. Очень важно воспитывать у людей такой вкус, потому что чрезмерное увлечение внешними образцами, которые навязывает современная массовая культура, плохо сказывается на людях, особенно на молодежи.

Сейчас существует какой-то единообразный стандарт красоты, от которого обществу следовало бы отказаться, потому что люди очень разные. И очень важно научиться видеть прекрасное не во внешних показателях – 90/60/90 – которые могут быть очень индивидуальными, а смотреть шире.

Все зависит от того, что вы будете эстетизировать, эстетика культурно опосредована. Мне кажется, нам было бы очень полезно принять эстетический идеал не единообразия, а разнообразия. Если человек полноват, но это его здоровое состояние, если он при этом выразителен и может очень интересно и красиво двигаться, я готова этим любоваться. Моя бабушка в свое время говорила: «Тощая корова это еще не газель!» 🙂

Что развивает музыкально танцевальные занятия

Физические занятия бывают разными: они отличаются и с точки зрения психологической составляющей, и с точки зрения реальной пользы для развития. Разного рода занятия, даже танцами, носят разную направленность. Ведь когда возникало течение развивающих танцевальных и музыкальных практик, его основатели задавались целью не профессионального обучения, а общего развития. И в настоящее время мы с одной стороны имеем занятия, направленные на раннюю профессионализацию в сфере художественного образования, а с другой стороны – развивающие занятия, причем не менее важные и для тех, кто занимается профессионально.

Мне кажется, что в нашей стране недооценивается значение развивающих занятий, у нас делается очень большой акцент на профессионализацию. Если не профессионально, то зачем это? А вот затем, чтобы человек был более-менее гармонично развит во всех областях и просто как человек был благополучен, чтобы разные сферы жизни были для него открыты, потому что такие практики действительно его распахивают, открывают для чего-то нового в музыке, танцах и т.д.

Даже для тех, кто занимается чем-то профессионально, очень важно иметь т.н. «развивающий заход», который позволяет человеку пережить определенные смыслы, понять мир музыки, создать благоприятные условия для развития координации во всех сферах его жизни. Такие цели ставит перед собой, к примеру, ритмика Далькроза. Никто не отрицает узкопрофессиональную тренировку каких-то навыков, но есть задачи другого плана, они носят более широкий характер и как раз создают предпосылки для успешного освоения узких областей.

Какие цели преследуют развивающие занятия? Открыть голос, например, если с этим есть проблемы: многие люди боятся петь, у кого-то нарушена координация между слухом и голосом, и он не попадает на ноты, кто-то ощущает недостаток опыта или хочет научиться чувствовать музыку, понимать ее язык. Для решения таких проблем мы используем метод двигательного проживания музыки, при котором через спонтанные формы движения человек эмоционально погружается в мир эстетических переживаний.

Раскрытие вокальных данных

Испытав это, мы начинаем лучше слышать и понимать себя (что необходимо вообще во всем!), у нас возникает какая-то ориентировка в своих предпочтениях и способностях, улучшается ощущение своего тела. В целом изменяется наше осознание самих себя и отношение к другим людям, потому что во время таких занятий затрагиваются базовые вещи, которые формируют личность человека. Глобально, здесь речь идет не о том, чтобы научиться хорошо играть на каком-то конкретном музыкальном инструменте, а о том, что может человека к этому подвести, что откроет для него смысл углубленных занятий.

Моя коллега, которая занимается вокалом и разрабатывает методики раскрытия голоса в движении, часто взаимодействует с драматическими актерами. Только у половины из них есть голос, треть не попадает на ноты – так что такого рода проблемы встречаются и в профессиональной среде. Для преодоления этих страхов и зажимов существует целый набор приемов и методик.

Саморазвитие через вокал

В развивающих занятиях часто отсутствует соревновательный элемент. Уход от соревнования позволяет обеспечить некоторый психологический комфорт и убрать страх провала. Если люди действуют вместе, например, поют хором, и отдельный человек перестает себя слышать, то он не боится фальшивить и начинает петь смелее. И это срабатывает! Люди сейчас побаиваются петь, проявлять себя в своей экспрессии, хотя на самом деле многим очень хочется. Даже взрослым порой бывает страшно, они не верят в себя, и в такой неконкурентной ситуации им гораздо легче преодолевать страх.

Но это не значит, что мы упадем в другую крайность и создадим оранжерею с чересчур щадящими условиями. Иногда задают такие вопросы: «А потом человек выйдет в настоящую жизнь, и что?» Конечно, работа бывает разная, и я не могу отвечать за все, что делается, но такие вопросы часто возникают от незнания конкретной деятельности. Можно действительно создать такие условия, при которых у человека сформируется представление о том, что он способен на все, а столкновение с суровой реальностью его опрокинет. Это тоже крайность, но мы стремимся к тому, чтобы научиться раскрывать свои возможности, а для этого надо создать такие условия, при которых человек мог бы прислушаться к себе.

И потом, все очень индивидуально. Кто-то без хлыстика совершенно растворяется, а для кого-то даже малейшее замечание смерти подобно: боязнь ошибиться ему сильно мешает. В обоих случаях мы сталкиваемся с проблемой: в первом случае она заключается в том, что человек без внешнего понукания абсолютно не способен себя организовать, и при самых больших талантах он часто в жизни ничего не добивается. Во втором случае человек, наоборот, страдает из-за избыточной мотивированности.

Соревнование с самим собой

И то и другое является психологическим ограничивающим условием, его надо преодолевать. Именно в работе над ним и будет состоять развитие, а не в том, что вы его замаскируете, погладите человека по голове и скажете: «Ой, как все хорошо, тебе комфортно – замечательно, плати нам деньги и до свидания». Преодолевая ограничивающие условия, человек обретает реальную (а не мнимую) свободу, когда у него есть пожелания и возможности их осуществить. Один должен преодолеть свою лень, другой – свой страх, избыточное старание, которое также бывает препятствием.

Кроме того, необходимость проявить себя на соревновании приводит к отбору по различным параметрам: если говорить о сцене, например, сразу появляется понятие сценическая внешность / несценическая внешность. «Этот немножко полненький». Уже на начальном этапе человек, который имеет огромное желание и стремление, из-за несоответствия каким-то критериям лишается возможности выступать на сцене. Соревноваться надо с самим собой.

Канд. психол. наук Аида Айламазьян

Статью прочитали 629 чел.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога онлайн

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *