Типы и стили семейного воспитания

Опубликовано

Часто, когда у детей начинается подростковый период мы удивляемся их неадекватному поведению. Нам кажется, что наш милый ребенок сорвался с цепи. И мы ищем виноватого где-то на стороне, а может стоит поискать поближе. Ведь мы главные скульпторы поведения наших детей. Психологи выделяют следующие типы неправильного воспитания детей: кумир семьи, золушка, гиперопека, непоследовательный тип, гипоопека, попустительско-снисходительный, позиция круговой обороны, демонстративный, педантично-подозрительный, жестко-авторитарный, увещевательный и др.

Рассмотрим в этой статье некоторые типы неправильного воспитания. Воспитание по типу Кумир семьи. В принципе все понятно из названия. Ребенком восхищаются на каждом шагу, даже если нет повода. Все проступки игнорируются. Все желания выполняются. Вырастает эгоист. Когда в подростковом возрасте вы не сможете обеспечить очередной запрос, станете врагом номер 1.

Воспитание по типу Золушки

Тип воспитания Золушка

Ребенок воспитывается в особо деспотичных условиях, не получает в семье поддержки и поощрения. По любому поводу следует критика, за любой просчет — наказание или угрозы. В будущем любо ребенок станет слишком агрессивным, либо совсем забитым. Это когда отверженность, безразличие, холодность. Ребенок чувствует, что папа и мама его не любят. В тягость им, хотя со стороны может казаться, что родители к своему ребенку очень добры и внимательны. Нет ни чего хуже притворство доброты улыбок, писал Л. Толстой. Притворство доброты больше всего отталкивает, чем откровенная злоба. Злобу со временем можно простить обман и не доверие некогда. Это откладывается в подсознание и на долго, может навсегда, в зависимости от психики человека. В дальнейшем это способствует проявлению невроза, и озлобленности детей

Воспитание по типу кумира

Ребенок привык быть в центре внимания. Его желания, капризы, просьбы, молниеносно выполняются, им восхищаются. В будущем, когда ребенок повзрослеет, он не сможет оценить свои возможности, перепрыгнуть свой эгоцентризм. В компании его не понимают и поэтому, в дальнейшем он будет очень сильно переживать это и всех в круг обвинять, но только не себя. И в дальнейшей жизни принесет множество переживаний, но вы об этом не когда не узнаете. Хотя будите думать, что про своего, ребенка все знаете, но вы глубоко ошибаетесь по этому поводу.

Тип воспитания гиперопека

Родители считают, что они лучше ребенка знают жизнь, а поэтому предоставляют готовые «наилучшие» решения любых проблем. Берут на себя все трудности и лишают ребенка права выбора. В будущем ребенок будет всегда нерешительным и ведомым. Это когда ваш ребенок постоянно находится под постоянным и неустанным надзором. Он все время слышит в свой адрес строгие приказы, не просьбы как вы считаете, а приказы. Все возможные запреты. Когда можно человеческим голосом объяснить ребенку, почему, то или иное действие не следует делать. В результате взросления ребенка он становится не решительным, без собственной инициативы, боязливым, неуверенным в своих силах. Не может постоять за себя, за свои интересы и в будущем нарастает обида другим все можно, а мне нельзя и может вырасти в бунт против родительского засилья. Часто такие подростки в будущем убегают из дома.

Тип воспитания гипоопека

Родители считают, что ребенок может вырасти сам по себе. Воспитание, по их мнению, можно переложить на детские учреждения, ТВ, радио и т.п. В такой семье считается, что все хорошее и злое само проявится в ребенке, нет смысла прилагать усилия. По данным статистики на воспитание ребенка влияют: на 50%-семья, 10% -школа, 10%-социальное окружение, 30%-СМИ. Это когда родители слишком глубоко заняты своими делами. И не обращают на своих чад должного внимания. И поэтому, ребенок предоставлен сам себе и большую часть своего времени проводит в поиске, увеселении и все они в дальнейшем попадают под влияние уличной компании. И вам повезет, если это не совсем дурная компания. Хотя не дурных уличных компаний я не знаю. Да и вы тоже я уверен, не знаете.

Попустительско-снисходительный тип воспитания

Родители снисходительно смотрят на все поступки ребенка, утверждая, что они в детстве тоже были такими.

Позиция круговой обороны

В ответ на любые замечания, советы, претензии в адрес ребенка со стороны других людей, родители сердятся, конфликтуют, утверждают, что их ребенок всегда прав.

Демонстративный тип воспитания

Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на маленького разбойника. Утверждают, что не знают, как его воспитывать. Но при этом, не принимают каких-либо рекомендаций и советов. Жалуясь, они лишь показывают окружающим нестандартность своего ребенка и свою обеспокоенность его поведением.

Жестко-авторитарный тип воспитания

Ребенок лишен права голоса. Не имеет права обсуждать семейные проблемы, тем более возражать. Любые отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и наказываются. Это когда, за всякие мелочи, ребенка сурово наказывают, и поэтому он вырастает в постоянном страхе. К. Д. Ушинский говорил, что страх самый сильный порок (Жестокость, приспособленчество, угодничество происходят на основе страха). Это один из методов который не допустим при воспитании ребенка.

Увещевательный тип воспитания

Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо. Но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

Методы воспитания в подростковом возрасте

Методы воспитания подростков

Чаще всего, неправильное воспитание в семье складывается из нескольких типов. Все эти перекосы в воспитании дадут свои первые всходы в подростковом возрасте. Так что, думайте о своих детках. Побеспокойтесь об их благополучии заранее, пока вы для них авторитет. В подростковом возрасте авторитетом становятся друзья. И тогда уже повлиять на ребенка очень трудно, особенно если вы не заложили фундамент ваших доверительных отношений заранее.

Расширение сферы родительских чувств. Этот тип неправильного воспитания ребенка характеризуется назойливым стремлением родителей знать о ребенке абсолютно все. Не оставляя ему ничего личного, тайного. Докучая ему указаниями и советами в делах, которые ребенок может и должен решить сам.

Следующий тип неправильного воспитания: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родители ругают ребенка, утверждая, что они знают, о чем он думает и чего хочет. Заявляют, что не допустят проявления дурных привычек или качеств. При этом самих таких проявлений у ребенка нет и не было.

Иногда, неправильное воспитание проявляется при повышенном страхе утраты ребенка. Всеми действиями родителей в таком случае руководит повышенная тревога за здоровье и жизнь ребенка. В крайних случаях, ребенку даже не разрешают выйти на улицу без сопровождения в подростковом возрасте.

И последний тип неправильного воспитания: предпочтение в подростке детских качеств. Родители игнорируют, не замечают черты взрослости в ребенке. Запрещают ему занятия и увлечения, характерные для подростка. Культивируют детские виды деятельности.

Виды неправильного воспитания

Что такое воспитание? Все и ничего. Это процесс, который длится всю жизнь, переходя из родительского воспитания в самовоспитание. А потом, как это модно — под американский манер – в само-менеджмент.

Если пристально присмотреться к жизни одного индивидуума, то можно отследить в его жизни не так уж много и радостных дней. Большая часть жизни просто забита задачами, сложностями, трудностями, обязательствами, и необходимостью эти обязательства выполнить. Все это накрывает хронической усталостью переходящей лет так под 50 в депрессию старческого порядка.

80% людей страдают в жизни только по причине воспитания. А остальные 20% по причине своих врожденных деструкций. Следует понять, что наша жизнь состоит не только из страданий, проблем и трудностей. Есть в ней и светлые мгновения. Но, в основе своей жизнь – это постижение и преодоление непознанного, это познание мира. Жизни, отношений. Это труд, который формирует качество эволюционных процессов в человеке. Чем меньше человек привязан к трудовым потугам, тем больше проблем у него. Тогда все приходится добывать и доставать с трудом, манипуляциями, обманом. А кому-то ума не хватает на то, чтобы править миром или миллионами. Это и порождает страдания. Но, начинаются они с вульгарного воспитания.

Вульгарное воспитание — в данном случае – это воспитание в принципах естественного малограмотного простонародья, без формирования моральных, научных и духовных принципов в понятиях ребенка, основанных на эмоционально-импульсивном реагировании родителей. Это отсутствие понятий о научении, которое есть ни что иное, как плановые, вписанные в специфику развития психики ребенка, сроки, и педагогические методы.

Воспитание – обязанность родителей, это часть процесса социализации: что и как социализируют родители, то и будет ликом личности их ребенка. Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. И желательно, чтобы этот процесс сам был адекватным и вывел ребенка на адекватную социализацию.

Семейный процесс социализации – это адаптация нового человека к условиям социума посредством научения, обучения законам взаимодействия, нормам поведения, ценностям. Данный процесс происходит несколькими путями. Рассмотрим самые яркие из них:

Адекватное воспитание

Виды правильного воспитания

  • ведется с принятием в расчет индивидуальных особенностей экзистенции ребенка, его темперамента, зодиакальных характеристик
  • дети сознательно и целенаправленно адаптируются, развиваются
  • формируется творческая активность, прививаются навыки, учитываются возможности, соответствующие развитию сенситивного периода
  • Тогда, ребенок — на своем месте в жизни, социально адекватен, развивается по заданной программе психогенетической матрицы. Он выживет в любых условиях и при любой политике – благородно, сильно, адекватно.

Вульгарное воспитание

  • ведется без принятия в расчет экзистенции индивида
  • адаптация идет не по его сильным заданным от рождения параметрам, а по установкам общества и опыту родителей, и он у всех разный, а часто и вульгарный
  • через придуманные обществом условные стандарты морали и культуры, которые соответствуют политическим течениям, моде, веяниям других стран
  • на условиях чужих установок, в совершенно не свойственной модели развития ребенка
  • воспитывается стихийно — «как все»
  • по принципу: «вырастет, куда он денется»

Эгоистическое воспитание

  • делай что хочешь только меня не тронь
  • куплю все что хочешь только не отвлекай меня
  • за то, что тебя растил, ты должен …
  • я тебя растил, чтобы было кому кружку води в старости подать.

Деспотическое воспитание

  • стань тем, кем я хочу тебя видеть
  • не станешь врачом – я от тебя откажусь
  • стань тем, что мне легко из тебя сделать

Наказательное воспитание

  • я тебя не люблю – ты выродок папенькиного рода
  • ты случился, родился, мы тебя не ждали
  • я тебя родила вопреки…
  • ты механизм манипуляции
  • ты орудие управления папенькой.

Разумеется, такие дети никогда не смогут быть счастливыми и никогда не смогут истинно любить своих родителей. А ведь такие родители ждут «кружку воды» в старости. Фактически, любой ребенок может быть испорчен стихийным или эгоистическим воспитанием. Но, ребенок не мебель. Его не поменяешь. Он – пожизненно пришел в жизнь родителей. Только, рожая, знают ли они об этом?

Методы неправильного воспитания

Жесткое воспитание

Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании а между тем, этому уделяется более академический и социальный подход, нежели духовно-гуманистический подход к воспитанию индивидуальности ребенка.

Исследования психологов ошеломляют: молодые родители, принеся из родильного дома ребенка, не знают, что с ним делать. И это было бы разрешимым вопросом если бы молодые родители знали, что рожая детей надо хоть немного владеть навыками воспитания. Молодым родителям не хватает образованности в профессии «родитель, мать, отец». Такой профессии в мире не существует.

Существует прямая связь между развитием психозов, неправильным воспитанием, социально-экономическим обременением общества людьми с травмированной психикой. И ни одна система образования не делает акцент на подготовку молодежи к семейно-бытовым вопросам жизни, и тем более – воспитания ребенка.

В этом вопросе вряд ли возможны какие-либо сомнения, если мы примем во внимание особенности психики ребенка: душевную восприимчивость, новорожденно-хрупкую (импринтинговую) впечатлительность, не опороченную и не запрограммированную честность и правдивость, которые взрослыми людьми уродуются на всю судьбу ребенка.

Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее. К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления.

Поразительной детской внушаемостью объясняются и такие явления, как детские психические эпидемии. В школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом. И, что самое страшное, их вносят в разряд психических расстройств или девиантного поведения, или отвратительного характера. Назвав неправильно объект, педагоги начинают проводить и неправильную политику воспитания. А, скорее всего, войну против этого чисто детского состояния эмоциональной сферы.

Именно поэтому, психологически не подготовленные педагоги, психологически неграмотные родители и няни, являясь форматорами импринтов и научений становятся ответственными за психические формирования каждого поколения детей. Что сеем, то и пожинаем. Дети отражают нам все ужасы нашего воспитания.

Воспитательный метод внушения

Что влияет на детей? Чтение книг, просмотры явно недетских фильмов, действующих на воображение. Друзья с лидирующими качествами, родители с диктаторскими нотами жизни. Все это оказывает на детей огромное внушающее влияние. Известны примеры, что дети совершали тяжкие преступления исключительно под влиянием фильмов и «старших товарищей», в которых видят себя героями, не имея даже грамма понятия об ответственности за деяние. Под прессингом детской впечатлительности, в подростковом возрасте формируются фантазии, граничащие с эпидемическим психозом, который свойственен раннему возрасту.

Это остановка в развитии психики, и в частности ее логической, причинно-следственной сферы, при зашкаливающих эмоционально-насыщенных образах искусственного эйфоричного воображения. В таком состоянии ребенок пойдет и на убийство, и на суицид. Внушение как причина самоубийства в юношеском возрасте отмечается многими авторами. Дети, обладающие не выросшей психикой в подростковом возрасте не справляются с психическими обстоятельствами, предъявляемыми им жизнью.

Еще более яркими примерами детской внушаемости являются патологические впечатления такой силы, когда они приводят к психическим заболеваниям уже в детские годы. Следует сказать, что ни один ребенок не родился психически больным. Просто психика каждого ребенка индивидуальна, в ней имеется набор инвариантных ее формирований.

Вредоносная программа в воспитании

Родители, по многим причинам выбирают запуск не самых лучших программ. Показателем запуска вредоносной для ребенка программы воспитания (влияния, воздействия) является падучая, или эпилепсия. Это душевный, умственный протест ребенка против того, что с ним делают. Или копирование подобного поведения бьющегося в падучей взрослого, если оно произвело на ребенка сильное впечатление. Но чаще — это выражение протеста, которое становится во взрослом возрасте привычным избеганием давления или предупреждением о том, что в таком (определенном) уровне с ним общаться нельзя.

Такое же происхождение – впечатление от страха имеет формирование заикания, если оно не вызвано органическими нарушениями зон Брока или ротовой полости.

Даже параличи, развивающиеся у детей по внушению, также быстро исчезали при соответственном внушении. Не знающие этой детской особенности медики, начинают залечивать эту болезнь уколами и примочками, что через боль еще сильнее закрепляет паралич. Многие болезни у детей, развившись психическим путем, исправлялись затем путем простого внушения.

Отсюда понятно и значение внушения в воспитании. Нетрудно представить себе, что ребенок может оказаться нравственным уродом только потому, что он вырос в соответствующей среде. Вот почему ребенок благодаря своей необычной впечатлительности должен быть оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его детской природе. И только сознательный подход к этому процессу может более-менее обеспечить положительные результаты взросления ребенка.

Психолог Яна Ноймайер

Статью прочитали 13 688 чел.

Задайте вопрос психологу

Задать вопрос психологуНа этой странице вы можете задать вопрос психологу. Заполнить форму и получить профессиональный, развернутый ответ. Ответ будет размещен на сайте, вместе с вашим вопросом. Данная услуга бесплатная

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ удовлетворенности браком

Как восстановить отношенияРазработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

  • Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Верно, Неверно, Трудно сказать". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить"

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога онлайн

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

 

Комментарии (1)

  1. Наталья

    Спасибо больше за разбор стилей, видов неправильно воспитания.
    Есть цель — исправить то, что было «внедрено» в ребенка, например ребенок не может выражать свое мнение, низкая самооценка и т.д.
    Какие могут быть способы достижения цели.
    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *