Что такое конфликт в организации

 

Конфликт возникает тогда, когда одна из сторон негативно воздействует на другую. Долгое время конфликт внутри организации считался злом. Конфликтов старались избегать, не замечать. Современные менеджеры пришли к выводу, что конфликт – довольно полезная и продуктивная вещь, надо лишь научиться им управлять. Без конфликта невозможно развитие организации, это один из элементов её существования. Более того, без конфликта ни одно сообщество не будет развиваться.

Постоянная гармония в организации, «любовь и дружба» ведёт к соглашательству, застою, неприятию новаций, «заболачиванию». Грамотный руководитель всегда будет стараться поддерживать конфликт на таком уровне, который необходим для сохранения мобильности, творческого подхода, развития организации. Как же возникает конфликт и как его разрешать?

Для возникновения конфликта необходимы условия, их, как правило, нет необходимости создавать искусственно. Это стиль управления организацией, личностные характеристики работников, способы оценки работы, взаимосвязи между подразделениями и т.д. Эмоциональное напряжение сотрудников, психологический дискомфорт, «неразрешимые проблемы» являются показателями того, что конфликт становится неизбежным и очевидным. Существует несколько способов поведения сторон в конфликте. Одни из них ведут к росту фирмы, другие неумолимо приведут к краху (ведь человеческий фактор-наиважнейший для любого предприятия).

Виды конфликтных ситуаций

  • Конфронтация – такой способ разрешения конфликта, когда одна сторона хочет удовлетворить свои интересы за счёт полного игнорирования интересов другой стороны.
  • Сотрудничество – ситуация, когда все стороны конфликта активно стремятся удовлетворить наиболее полно интересы участников.
  • Приспособленчество – стремление одной из сторон удовлетворить интересы другой стороны в ущерб собственных интересов.
  • Избегание – умалчивание конфликта, нежелание признавать его существование, «закрывание глаз».
  • Компромисс – наиболее прогрессивный способ выхода из конфликта, когда каждая сторона проявляет готовность частично поступиться своими интересами во имя достижения общего взаимоприемлемого результата.

К числу положительных последствий конфликта можно отнести активизацию нововведений, повышения осознанности принимаемых решений, эмоциональный подъём в организации, ощущение «новой струи». Особенно ярко проявляются позитивные факторы при функциональном конфликте, когда стороны настроены конструктивно и готовы совместно искать решение.

Последствия дисфункционального конфликта чаще негативные. Это агрессивность сотрудников, ухудшение эмоционально-психологического климата, снижение интереса к работе, нарушения дисциплины. Но даже в такой ситуации руководителю приходится искать выходы для нормализации обстановки.

Среди методов выхода из конфликта можно выделить следующие:

  • Организация встреч конфликтующих сторон, определение общих целей и конструктивный поиск решений.
  • Искусственная постановка задач, для решения которых необходимо объединение сторон конфликта.
  • Административные методы (переводы в другое подразделение, внесение изменений в структуру подчиненности, изменение графика документооборота, перепроектирование работ)
  • Проведение бизнес тренингов, обучение мастерству управления конфликтами, искусству ведения переговоров.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *