Мотивация детей

 

Мы остановимся только на том, как можно, неправильно мотивируя ребенка, достичь сиюминутного результата, создав при этом значительные трудности и себе, и ребенку в дальнейшем.

Вроде бы идеалистическая картина: ребенок бежит к маме с раскрытым дневником, в котором красуется пятерка, и мама с гордостью ведет любимое чадо в магазин и покупает долгожданную игрушку. Все счастливы, только если заглянуть глубже, то никакого здесь может и не быть. Перемотав вперед пленку фильма о такой желанной пятерке, мы вполне можем увидеть взрослого человека, не желающего ничего делать, что не приносит вполне ощутимое материальное вознаграждение. А как же тогда бескорыстная помощь людям, радость творчества, забота о ближних?

«Учась за оценки», ребенок привыкает делать только то, что дает сиюминутный результат: пятерку, похвалу, игрушку и т. п., и не умеет преодолевать свою лень, чтобы достичь чего-либо, что не будет оценено и вознаграждено сразу же. Он учится делать только то, что принесет ему определенную выгоду, а не то, что интересно и радует самим процессом.

Другой вид мотивации

Есть и другой вид мотивации. Ребенок делает что-то, чтобы избежать наказания. Взбучка за не вымытые полы или за полученную двойку может быть очень действенной, и в дальнейшем ребенок из кожи вон вылезет, чтобы пол выглядел чистым, а за контрольную, пусть и не им самим написанную, была поставлена хотя бы твердая тройка.

Но возникает вопрос: кому от этого в итоге будет хорошо? Вырастет ребенок блюстителем чистоты или в его доме, когда исчезнет страх быть наказанным, будет царить вечный «творческий беспорядок» вкупе с пылью и грязью? Может быть, малыш так полюбит списывать контрольные, что уже после школы будет все ночи напролет просиживать за книгами, или же у него появится стойкая аллергия ко всему, что связано со школой и учебой? Ответы напрашиваются сами собой.

В психологии есть два понятия: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи. Обычно у человека доминирует один из этих мотивов, причем речь идет не о мотивации конкретного вида деятельности, а о мотивации в принципе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *