Семья – как элемент сдерживания от измен

 

Традиционная семья со своими свадебными ритуалами и клятвами — один из основных сдерживающих элементов измен. Основные функции семьи в человеческом обществе — это выращивание полноценного потомства и быть экономической ячейкой общества. Но также очевидно, что современное цивилизованное общество движется в сторону ослабления института формальной семьи. Это становится понятным и в Европе и в Америке.

Американцы, правда, еще пытаются удержать ускользающую привычную экономическую модель. Ведь семья — это хорошо изученный в обществе экономический феномен — со своими законами потребления, трат, циклов развития и так далее — рухнет традиционная семья, — серьезно изменится экономика. Таким образом, правительства естественным образом пытаются сохранять семьи — это какое-то время важно, пока не устаканится новая структура потребления.

Не говоря уже о том, что людьми семейными гораздо проще управлять и это тоже хорошо изученное явление. Вспомните просто заполонившие экраны американские агитки, в которых всячески подчеркивается важность семьи со словами «ведь мы же семья», «потому что мы семья» и масса других вариаций.

Таким образом, исчезнет традиционная семья, и существенно трансформируется понятие измены. Но в ближайшие лет двадцать это точно не произойдет, тем более, что трансформация семьи не подразумевает ее исчезновения как такового.

Относительность измены

Вообще говоря, само слово измена — не совсем правильное. Не совсем правильное с точки зрения теории относительности. Если помните, то там многое зависит от точки зрения, занимаемой наблюдателем.

Ученые американского Университета Вермонта провели опрос с участием 350 человек в возрасте между 18 и 70 годами. Они выяснили, что 98% мужчин и 80% женщин фантазируют на сексуальную тему совсем не о своих половинах.

В общем-то, это не новость. Об этом известно практически всем. «48 % опрошенных признались, что думать и представлять рядом с собой другого человека – неправильно и отвратительно. Они сравнили подобные мысли с реальной изменой.»

Таким образом, возникает естественный вопрос — если в голове измена совершается практическими всеми за редким исключением и об этом знают все и это не считается изменой, то что тогда считать изменой? Очевидно, в первую очередь акт с использованием тела. То есть, получается чрезвычайно интересно — производное высшей функции головного мозга человека — воображения за измену вроде и не прокатывает, а грубый (по сравнению с этим) животный акт есть вроде как измена, признанная в так называемом цивилизованном обществе.

Вот не помню, какие дикари охотно делятся женами с путниками (справедливости ради надо сказать, что у них есть на этот счет серьезные основания — чтобы кровь не застаивалась — кстати, некоторые малоразвитые северные народы в России поступали аналогичным образом) но выглядит это в таком контексте как минимум логичнее культурным особенностям западного человека, успешно обманывающего самого себя к своему собственному удовольствию.

Не является ли это одним из подтверждений того, что «ревность обыкновенная человеческая» есть в первую очередь продукт воздействия на него воспитания, общественных норм и прочих «заборов»?

Измена – есть измена тела

Но вернемся к телу — измена есть измена тела. И то, для многих людей является вопросом, каким именно местом партнер активно изменял и окончательное решение об измене можно выносить только по выяснению всех фактов. Вспомните или из своего опыта или из услышанного что-то вроде этого: «Он меня только за попу ущипнул, ну что ты сразу начинаешь», «Да ничего не было, она мне только минет делала», «Мы только целовались». И прочий Содом с Гоморрой. То есть, здесь играем, здесь не играем.

Таким образом, определение факта измены давать по хорошему не совсем корректно. Оно зависит от пострадавшей стороны. Только она может решить, что «муж (жена) мне изменил или же просто перепихнулся с кем-то».

В итоге, надо помнить, что измена — это не только формальная, это еще и эмоциональное категория, зависящая от оценки конкретного человека. Чтобы было понятнее — можно сравнить с изменой Родине. Кто-то считает, что измена должна быть наказана, кто-то завидует тому, кто удачно продал родимые секреты, кто-то считает, что такую Родину и продать не жалко.

Общественное давление

Соответственно, мы получаем еще один небольшой конфликт общественных и частных интересов — общество склонно приклеивать ярлыки, даже в том случае, когда это его не касается, оказывая таким образом колоссальное давление на семьи. Под обществом в данном контексте, стоит понимать родителей, соседей, друзей, знакомых. Они выражают мнение общества и в большинстве случаев ведут себя стандартным (принятым) образом для таких ситуаций. Очень часто, даже если партнеры готовы сохранить свой брак, но об измене становится известно окружающим, все рушится.

Таким образом, можно говорить о том, что измена имеет место быть, фактически, в любых отношениях и считать ее таковой или нет, зависит от конкретного «пострадавшего» человека, его воспитания, психологических особенностей и общественных установок, в которых он живет. Измена не является установленной проблемой для конкретного человека, а зависит только от того, как он к ней относится.

Говорить о факте измены проще самому обществу, поскольку рассуждения на тему «что есть измена» ему претят — ведь основная часть общества, а, именно людей, это общество составляющих устроена довольно просто и нуждается в простых и понятных догматах для поддержания своего спокойного равновесного состояния.

Вспомните, что острые приступы ревности со скандалами, сценами, слежкой, разводами и прочими атрибутами мыльных опер присущи в первую очередь молодым женщинам (про мужчин пока не говорим). Более зрелые (более опытные) дамы часто философски смотрят на похождения своих мужей: «нагуляется, вернется», явно предпочитая стабильность семейного очага, проблемам, связанным с поисками нового избранника. При этом, думается, что дело тут не только возрасте, но и в привычке к определенному укладу, на фоне которого измена не представляется поводом для развода.

Или, например, вспомните, что общество гораздо более лояльно относится к людям, не состоящим в браке и имеющих при этом несколько любовниц или любовников. Формально, это немного другое, по факту же — из той же области.

Общественные установки

И, о чем хочется немного поговорить — это о некоторых существующих общественных установках в отношении измен. Здесь мы по большей части затронем мужскую часть потенциальных «изменщиков коварных».

Общество в отношении измен, очевидно, проводит политику двойных стандартов. Она выражается в попустительстве и практически полном оправдании мужской неверности и всяческом порицании женского. Аргументы при этом выдвигаются примерно следующие:

Мужчина по своей природе полигамен и поэтому с него и спрашивать нечего.

Оправдание мужских измен практикуется сотни лет и, следовательно, так и должно быть.

Женщина — хранительница очага. Пока мужчины занимаются своими мужскими делами (например, играют в войну) или добывают пропитание своей самке, они должны блюсти верность и целомудрие.
В реальности, эти утверждения не проходят проверку здравым смыслом. Смотрите, что получается — признавая за мужчиной полигамность, общество, фактически, низводит его до состояния животного, человека неразумного и живущего своими примитивными инстинктами.

При этом, общество воспевает возвышенную любовь и потом уже, как довесок к ней — секс. То есть, любовь любовью, но некоторым можно делать «это» и вне припадков любовного невроза. При этом постулируется, что мужчины не в состоянии сдерживать свои стремления и следить за своим избранником, чтобы он не влез куда-то любезно предоставляется женщине.

Мужская полигамность

Мне же думается, что слухи о мужской полигамности очень сильно преувеличены. Мужчины не настолько животные, как про них сложилось общественное мнение. Можно предположить, что проблемы со сдерживанием своего либидо могут возникать в случае возникновения действительно сильного чувства — любви. Но вот ведь в чем проблема — такое чувство возникает гораздо реже, чем простое желание перепихнуться.

В человеке, помимо сексуального, присутствуют и многие другие инстинкты. Например, желание дать кому-нибудь по лицу, желание не соблюдать приличия и, например, вести себя в обществе так, как хочется, нежелание работать, наконец. Не спорю, некоторые индивиды гадят непосредственно в местах и в момент возникновения естественной потребности. Или паразитируют на своих женах и государстве. Или же решают проблемы исключительно при помощи грубой силы. Но, в целом, подобных дикарей не много.

Большинство людей в состоянии себя сдерживать в подобных ситуациях. Так вот, измену можно в полной мере отнести к этим же естественным потребностям, которые, вполне возможно сдерживать. Просто для измен есть подходящая почва. В первую очередь сами мужчины ее себе и создали, воспользовавшись возможностями доминирования в обществе, которое сложилось с незапамятных времен.

Далее, женщинам нечего было возразить на это — ведь им приходилось сидеть с детьми и традиционный уклад до последнего времени делал из них домохозяек, которые сами просто не зарабатывали. К тому же, если говорить персонально о России, где существует сильный перекос в сторону избытка женского населения, то становится понятным, что по мере роста этой диспропорции мужчины (хоть какие) начинают цениться больше. Хотя, все зависит от величины диспропорции.

Современные изменения

Коренные изменения в этом вопросе начались ведь совсем недавно — буквально несколько десятков лет назад, когда женщины начали вести более самостоятельный образ жизни, выращивать детей самостоятельно (хотя это и не есть хорошо, но есть факт) и выполнять многие мужские функции. Кстати, в том числе и умение справляться со своей жизнью самостоятельно — без помощи «крепкого мужского плеча».

И, совершенно очевидно, что хотя реальное равноправие мужчин и женщин еще не наступило, это есть только вопрос времени. И никакая пропаганда традиционного патриархального уклада общества не спасет существующие на данный момент устои. Это не хорошо и не плохо, это просто другая реальность, с которой уже сейчас приходится считаться. Более того, уже сейчас намечаются серьезные изменения во внутрисемейных отношениях и, в частности, во взглядах на измену, к которой стали относиться более лояльно гораздо большее число семейных пар.

Свободные отношения – удел образованных

Еще стоит остановиться на том небезынтересном факте, что более свободные отношения практикуются среди людей образованных. Хотя, даже не совсем так — предполагается, что более высокий уровень образования способствует более высоким доходам и, следовательно, большим возможностям, большей свободе маневра и устройстве жизни таким образом, как хочется.

Думается, что дело даже не столько в возможности, а в осознании структуры общественных парадигм, что возможно в связке интеллект+образвание и возникновения ощущения, что человек смог подняться над обществом и что всевозможные общественные запреты не для него. То есть, внешнюю сторону общественных норм соблюдать надо, поскольку противостоять обществу невыгодно — а вот жить в свое удовольствие при этом хочется. А в данном случае и можется.

Опять же взгляните на кажущийся парадокс — казалось бы, по мере интеллектуализации человек вроде бы должен уделять больше времени и аналогичным удовольствиям. Так нет ведь — освободившиеся возможности он с охотой использует на развлечения предосудительные.

И получается, что в данной ситуации люди по сути дела, через образование, через саморазвитие стремятся обрести возможность пренебрегать какими-то общественными устоями. Подняться выше, чтобы иметь возможность опуститься на ступеньку ниже. Да, все-таки слабы общественные установки в человеке. Достаточно вспомнить знаменитый Стенфордский тюремный эксперимент, чтобы убедиться в этом.

Начало статьи на этой странице

Психолог Андрей Шанс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *