Как противостоять хамству

 

Дать отпор грубияну

В статье рассказывается, как себя вести в случаях, если вы сталкиваетесь с хамством постороннего человека, должностного лица, продавца, коллег по работе или руководства.

В крепостной России хамами называли холопов – подневольных и грубых людей. Крепостное право осталось в прошлом, а вот хамство никуда не делось. Сегодня хамом принято называть грубого, наглого человека, реагирующего на любой раздражитель увесистой порцией злобы и брани. Мы себя утешаем, считая таких личностей мелкими существами с низкой самооценкой. Но при столкновении с грубияном лицом к лицу наши умные мысли куда-то пропадают.

Обычно воспитанные люди на хамские высказывания никак не реагируют – приходят в растерянность, или просто не хотят поддерживать перепалку, опускаясь на плебейский уровень решения проблемы. Они предпочитают отмалчиваться. Данный подход психологи считают самым верным. Не отвечая на злобные нападки, вы исключаете возможность неприятных последствий.

Например, если по отношения к вам агрессивно настроен подвыпивший незнакомец, кто может прогнозировать, чем закончится ваш спор? Кроме того, будет неразумно надеяться, что после вашего замечания хам задумается над своим поведением, после чего решит извиниться. Отвечая на оскорбления, вы вступаете на территорию грубияна, где он весьма уверенно себя чувствует. Вы ему слово – он в ответ двадцать. Причем отпустит такие «комплименты» в ваш адрес, каких вам прежде слышать не доводилось.

Метод соглашательства

Хамские нападки можно пресечь и другим приемом: во всем соглашаться с агрессором. К примеру, вы оставили автомобиль во дворе на стоянке, а тетушка из ближайшего подъезда принялась кричать: «Наставили машин! Полиции на вас нет!». Можно предложить ей: «В самом деле, давайте вызовем полицию, они скажут, кто прав». Тетушка наверняка поспешит удалиться.

Скорее всего, раньше она частенько беспокоила участкового, и едва ли он обрадуется очередному звонку. Дальнейшее выяснение отношений теряет смысл – зачем скандалить, если противоположная сторона заранее соглашается? Целью таких людей становится втягивание оппонента в конфликт, где склочник, пользуясь «богатым словарным запасом», хочет вас унизить. Фраза «Конечно, вы правы» способна его обезоружить, заставив потерять дар речи.

Правда, одно дело – «отшить» постороннего человека, а другое – дать отпор персоне, от которой зависит решение важной для вас проблемы. Например, чиновнику или дорожному инспектору. Эти лица осознают, что занимаемая ими должность позволяет брать верх над вами, оскорблять или попросту игнорировать. В данном случае следует невозмутимо и вежливо попросить сотрудника представиться, записав его данные в блокнот. Это элементарное действие заметно охладит пыл служебного лица: он знает, что над ним есть более высокое руководство, которому вы вполне можете пожаловаться.

С продавцом-грубияном следует поступать аналогичным образом – попросить жалобную книгу. Данный документ, заверенный печатями, должен быть в наличии даже у продавщицы, торгующей овощами в уличной палатке. Руководство торговых точек всегда изучает оставленные там записи, чтобы решить, заслужил ли продавец премию.

Последняя категория – это хамы-сослуживцы. Поставить на место их непросто – вам ежедневно приходится с ними общаться, а порой вы друг от друга зависите. В такой ситуации никто не желает наживать себе врагов. Но молчать нельзя, в особенности, если коллега заявляет: «Я эту работу выполнять не стану! Хочешь – делай самостоятельно!». Бесполезно напоминать, что эта определенная работа входит в обязанности сослуживца. Лучше спокойно сообщить, что за решением данной проблемы вы обратитесь к начальству. Это будет верным решением. Если коллега продолжает отлынивать от обязанностей, именно шеф должен урегулировать конфликт.

Все усложняется, если начинает хамить ваш непосредственный начальник, выкрикивая: «Выйди немедленно! Видишь – я занят?». Проглоченная обида приведет к тому, что шеф продолжит грубить при каждом удобном случае.

Его можно поставить на место словами: «Если мои действия были не совсем правильными, это не повод, чтобы общаться со мной в подобном тоне». После этого необходимо переходить к решению рабочих вопросов. В дальнейшем все замечания шефа будут корректными и по существу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *