Контроль памяти

 

Человек не будет полноценным без только присущих лично ему воспоминаний, знаний и навыков. Память это то, что формирует нас в настоящем через знание о том, что было с нами раньше. Делая что-то сейчас мы невольно обращаем внимание на то, насколько удачными были аналогичные действия в прошлом. Начнем с общего момента.

Надо понимать, что память это активный процесс работы психики с информацией. Все, что находится в нашей памяти так или иначе изменяется на протяжении всей жизни. Даже если вы запомнили какое-то событие на всю жизнь, это не значит, что ваше отношение к нему не будет меняться То, что на первый взгляд кажется нам в своей памяти непоколебимым, статичным, таким на самом деле не является. Контролировать память — значит формировать ее пространство так, как вы хотите. Конечно же настолько, насколько это возможно через наш сознательный контроль. Переходим к законам, по которым работает наша память.

Законы памяти

  • Объем памяти при запоминании с первого раза — 6-8 элементов. Например, вам зачитывать подряд 20 слов, которые вам надо запомнить. В итоге вы сможете воспроизвести лишь 6-8 из них. Вы возразите на это, и вспомните примеры когда с первого раза могли запомнить уж точно больше 6 или 8 элементов чего-либо. Ответ на ваше заблуждение во втором пункте.
  • Чтобы запомнить с одного раза больше 6-8 элементов нужно повторять. Повторять про себя, вслух или еще как-то, неважно. Вот и ответ. Когда вы якобы могли запомнить сразу больше 8 элементов вы просто повторяли это про себя, чтобы не забыть этого тут же.
  • Чем больше материала нужно запомнить, тем нужно больше повторять. Тут все понятно, мы сталкиваемся с этим постоянно.
  • При запоминании какого-либо материала лучше всего запоминается начало и конец. Возвращаясь к 20 начитанным словам, мы воспроизведем 6-8 слов из всего списка, причем скорее всего те, которые были в начале или конце. Многие люди, работающие с презентациями знают об этом и строят свое выступление так, чтобы все самое важное было либо в начале, либо в конце. Аналогично с музыкальными группами и т.д. Вы можете найти множество своих личных примеров.
  • Заучивание, распределенное во времени эффективнее концентрированного. Тоже достаточно обыденная ситуация, например во время сессии, когда выучиваешь что-то в самый последний момент, рассказываешь, и через непродолжительное время забываешь напрочь.
  • Осмысленный материал запоминается в 10 раз лучше. Действительно, если мы уже поняли суть того, что учим, нам не нужно это постоянно повторять. Весь материал встраивается в те знания, которые мы постоянно используем.
  • Внимание, интерес, мотивация улучшают запоминание чего-либо. Положительный настрой к материалу улучшает запоминания. Тут тоже можно привести много обыденных примеров.
  • Насколько хорошо бы мы что-то не выучили, часть материала все равно забудется через некоторое время.

Как научится запоминать

Так как все-таки научиться хорошо запоминать? Исходя из законов, вы можете сами выбрать себе способ для запоминания. Как известно память поддается тренировке и есть некоторые типы людей, очень хорошо запоминающих определенный материал: звуковой, написанный, визуальный, тактильный. Эта направленность зависит от вашей повседневной деятельности Если вы музыкант вы будете, то скорее всего лучше всего воспринимать то, что вам сказали, чем то, что показали на картинках.

Есть моменты, когда мы забываем о каком-то действии в ближайшем будущем, например, сходить в магазин и купить сувенир, что по всем перечисленным параметрам не должны были забыть. Мы разберем это более подробно в статье, посвященной забыванию намерений и ошибочным действиям.

Психолог Евгений Юдин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *