Как воспитать личность

 

Меня часто спрашивают: «Как правильно воспитывать детей?», «Как вырастить личность». Давайте попробуем разобраться с этим вопросом. Для начала определимся с термином, чтобы мы говорили обо дном и том же.

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни (Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978)

Хорошее определение, но сложное для понимания.

«Воспитание процесс» — да, длительный процесс у которого нет начала и конца. «Целенаправленного, систематического формирования личности», то есть этим процессом мы можем управлять и все об этом знают, а родители ещё и хотят управлять этим процессом во благо своего ребенка. Здесь вопрос возникает «В какую сторону рулить будем??? Что именно в личности своего ребенка воспитать хотим?». Как родители обычно отвечают: «Ну, чтобы слушался, добрым был, самостоятельным и учился хорошо!!!»

Интересно, а если у Вашего ребенка другие планы в этой жизни и эти планы не вписываются в картинку Вашего представления о своем ребенке, о взаимоотношениях родителя и ребенка, что делать??? Поменять ребенка на другого? Более соответствующего? Или попытаться его «повоспитывать», «сломать» характер?

Эти вопросы выглядят глупыми, но в жизни именно так рассуждают родители (не все), часто до конца не осознавая истинную свою роль в воспитании и вообще в жизни своего ребенка.

Воспитание ребенка – это жизнь!

Ваша ежедневная жизнь и следует постараться, чтобы этот процесс был в радость. Первое что может сделать каждый родитель для своего ребенка, это понять, какая маленькая личность живет рядом с ним. Нужно изучить малыша: когда он активен, на что он обижается, как быстро устает, чем интересуется и многое ещё. Затем нужно понять: каких навыков или какой степени самостоятельности ребенку не хватает, чтобы быть чуточку свободнее (самостоятельнее, научиться делать выбор, который будет способствовать собственному развитию) в этой жизни. Только теперь вы можете прилагать усилия, чтобы прививать ребенку новые привычки и устанавливать правила совместного проживания (это необходимо, дети нуждаются в правилах, в понимании границ дозволенного и они особенно активно прощупывают эти границы в возрасте трёх лет).

И помните, привычки ребенка, которые будут облегчать жизнь Вам, а не ему, могут прививаться легко, но потом, как правило, они действуют против Вас же впервую очередь.

Например, сидит трехлетний малыш в телефоне и . . . замечательно. Не требует от мамы внимания, не надо придумывать — чем занять ребенка. Мамочка может отдохнуть или заняться домашними делами. Пыль на шкафах и посуда ведь важнее детской познавательной активности. И вот малышу уже 4, 5 . . 6 лет, началась школа, а вместе с ней «искреннее» не понимание родителей: почему ребенок не самостоятельный? почему он не делает уроки? почему он постоянно конфликтует с одноклассниками? И ещё много «почему???». А ответ один: в период, когда ребенок должен был учиться быть самостоятельным (до 4 лет принимать решение с помощью выбора), когда он должен был научиться общаться (с помощью ролевых игр «дочки-матери», «я врач», «я водитель» и т.д.) и еще успеть научиться многому – ребенок просто не мешал маме жить, типо изучал интерактивный мир или осваивал технику. Как это не назови, а время потеряно и теперь наработать нужные качества очень, очень сложно.

Привычки должны быть полезные, а не удобные

И делать это лучше осознанно, чтобы не превращалось воспитание в маленькую войну. Например, не хочет он чистить зубы и не будет, пока вы ему говорите: «Почисти зубы, а то мне стыдно, что соседи видят твои жёлтые зубы. Сколько раз тебе говорить. Ты позоришь нас».

Но вы не отчаивайтесь! Все что вы хотите видеть в своем чаде можно «вбивать», главное делать это систематически и рефлексы по Павловы возникнут обязательно. Согласитесь, такой способ воспитания трудно назвать воспитанием или жизнью (мы ж договорились, что воспитание=жизнь). Не чистит ребенок зубы: спросите его, почему он так поступает, что ему мешает или не нравится в этой процедуре? Затем отправляйтесь вместе с ним чистить зубы. Пусть он покажет, как это делает, а Вы не контролируйте рядом, тоже берите в руки щетку и покажите ребенку, как это делаете Вы. Вот так можно сблизиться со своим ребенком и лучше его понимать, только в совместной деятельности. И Вы сами не заметите, как «чистка зубов» для ребенка станет неотъемлемой утренней побудкой. Ребенок сам придумает: зачем ему это надо и как это делать веселее.

Если Вы понимаете, что Ваш ребенок не прав (часто подростки), безусловно, Вы должны объяснить (да, может и на повышенных тонах) ему, что в любой ситуации у него есть выбор как себя повести (самое главное так поговорить с ним нужно один на один). И выбрав форму поведения, которая не соответствует социальным нормам (а значит, доставляет дискомфорт самому ребенку и другим людям) ребенок может навредить себе. А вот как навредить, пусть он Вам объясняет, чтобы вместе со своими объяснениями он получил и осознание.

Уважаемые родители! Вы помогли своему ребенку прийти в этот мир. Вы лучше всех знаете, как воспитывать своего ребенка!

Основной принцип воспитания

  • Всегда, в любой ситуации оставайтесь на стороне своего ребенка; примите его таким, какой он есть; воспитание начинайте с себя

Говоря о втором принципе, давайте припомним, мамы и папы, своё поведение и привычки. Как можно требовать от ребенка, например, чистоты и порядка, если сами часто, выходя из общественного транспорта, своими пальчиками вы сминаете билетик в крупинку и бросаете на тротуар. Да, ребенок этого не видит, но он чувствует, подмечает и позволяет себе это в другой форме (крошки от булочки под ковёр!).

Дети очень легко и с радостью принимают воспитание в форме личного примера значимого взрослого (авторитетного взрослого). Как правило, родителя для ребенка самые важные и авторитетные взрослые до 7 лет и если Вам удалось построить взаимоотношения на уважении, то Ваш авторитет сохранится на всю жизнь. Значит до 7 лет ваше поведение для ребенка часто важнее ваших слов. Поэтому прежде чем что-то требовать от ребенка, посмотрите на себя. Оцените, насколько Ваши требования соответствуют Вашему примеру. В противном случае в глазах ребенка Вы будите выглядеть . . .  не очень хорошо, а вскоре и вообще не будете «выглядеть в его глазах».

Притча

Одна женщина пришла к Просветленному человеку и говорит ему:

— Я знаю, что ты помогаешь людям, тебе верят и твоё слово всегда правда. Я болею сахарным диабетом, но не могу отказаться от сладкого. Помоги мне.

Просветленный человек велел ей прийти через две недели. Она пришла и он говорит ей:

— Не ешь сладкое, откажись от сахара.

Она удивилась и спрашивает:

— А почему ты не сказал мне это две недели назад.

— Потому что две недели назад я сам ел сладкое.

Собственно вот и вся наука воспитания.

Хочется добавить из опыта работы со сложными семьями, если все делаете правильно, то примерно к 10 годам Ваш ребенок будет Вас только радовать: самостоятельный, ответственный, отзывчивый и будет обращаться к Вам за советом и помощью. Если у Вашего ребенка рано начал проявляться характер, то с ним будет сложно в воспитании, но ему будет просто осваиваться в обществе. Только будьте рядом с ребенком, поддерживайте его невидимой рукой и у него всё получится.

Психолог Шуплецова Вера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *